"Деловой Петербург". Смена подхода к средним компаниям

Автор фото: ИТАР-ТАСС

 Марат Гареев - о том, как банки на фоне снижения темпов кредитования могут заработать в сегменте среднего бизнеса.

На фоне снижения темпов кредитования и определенной стагнации экономики доля процентных доходов в банковском бизнесе будет снижаться, и задача банков — нарастить некредитный бизнес с клиентами. Одним из направлений роста в следующие 2–3 года будет активная работа в сегменте среднего бизнеса. Это компании с выручкой от 300 млн до 3 млрд рублей в год. С такими клиентами, конечно, банки работали и раньше. Но, на мой взгляд, сейчас речь идет об изменении идеологии банковских услуг для этих компаний.
В последние годы многие ключевые участники рынка обозначали основной целью рост кредитного портфеля в малом и среднем бизнесе. В большинстве случаев активная работа шла в сегменте малого бизнеса (с годовым оборотом до 150–300 млн рублей), и подход был прост: "давайте пойдем в этот сегмент, потому что там ставки по кредитам выше и процентный доход банка больше". Я же предлагаю пойти в средний сегмент для того, чтобы заработать на комиссионных продуктах.
Хочется отметить, что если у крупных клиентов выбор банка был часто связан со стоимостью финансирования и объемом предоставления кредитов, то для средних компаний были важны скорость и простота принятия решений, удобный и доступный сервис. Большая часть клиентов обслуживается в небольших банках, где есть возможность оперативно получить финансирование.
В долгосрочной перспективе выиграют те финансовые структуры, которые смогут совместить скорость принятия решений с высоким уровнем обслуживания. Сейчас банковский рынок созрел для того, чтобы сформировать набор продуктов и сервисов для этого сегмента на принципиально другом, более высоком уровне, а клиенты заинтересованы в таких предложениях. Мне кажется, что опробованные в малом бизнесе и рознице технологии будут применяться в работе со средними компаниями. В первую очередь это предоставление расчетных услуг: работа с денежной наличностью, продление операционного дня, услуги персонального менеджера.
Крупных компаний с годовой выручкой более 3 млрд рублей в Петербурге не больше 400. В то время как, по самым скромным оценкам, есть 3–3,5 тыс. организаций с выручкой в 0,3–3 млрд рублей. По моему мнению, таких компаний может быть даже больше, поскольку не все организации консолидируют свою отчетность. До 50% средних компаний в Петербурге занимаются оптово–розничной торговлей — это либо небольшие розничные сети, либо оптовики с определенной номенклатурой товаров, производственных компаний в этом секторе экономики относительно немного. Потенциал у этого сегмента очень хороший. У них есть потребность в кредитах, процедуру выдачи которых можно упростить: например, сократить период от подачи заявки до выдачи кредита с пары месяцев до 1–2 недель и сделать так, чтобы центр принятия решения по кредитованию таких юрлиц находился в Петербурге. Совокупный кредитный портфель среднего бизнеса через 2–3 года в Петербурге может достигнуть $3–4 млрд, нам бы хотелось занять на этом рынке долю в 5–7%.