Объем рынка российских автобусных перевозок из Петербурга в Финляндию сократится на 50% после старта регулярных рейсов эстонской компании Lux Express, полагают в ассоциации автобусных перевозчиков Петербурга. Компании написали письмо Владимиру Путину с просьбой обеспечить равные условия для конкуренции.
Этим летом рынок российских автобусных перевозок в Петербурге может обрушиться. Печальные прогнозы связаны с запуском ежедневных рейсов крупнейшего в странах Балтии перевозчика Lux Express. Со 2 июня автобусы этой компании будут курсировать между Петербургом и Хельсинки по три раза каждый день, отправляясь от автовокзала на Обводном канале. Цена на билеты составит 790 рублей за первые 10 мест в каждом автобусе при бронировании через интернет, 1190 рублей за остальные билеты на утренних рейсах и 1490 рублей за остальные билеты на вечерних рейсах.
Игроки рынка перевозок между Россией и Финляндией, емкость которого оценивается в 16 млн евро в год, уверены, что петербургские перевозки "российского производства" сократятся на 50% уже до конца этого года. Пассажиры предпочтут воспользоваться автобусами Lux Express из-за заманчивого сочетания "цена-качество". Добиться этого перевозчику помогает факт регистрации Lux Express Group в Европе.
Большой туристический автобус в России стоит 350 тыс. евро, а в Европе — около 290 тыс. евро. При этом для российской компании таможенные платежи таковы, что любая выгодная покупка моментально становится невыгодной. Например, европейский автобус длиной 12-13 метров за 190 тыс. евро обходится после растаможки почти в 270 тыс. евро. К тому же, европейская кредитная политика позволяет зарубежному перевозчику взять кредит под 3-4%, тогда как российские перевозчики получают кредиты под 16-17%. В результате российские перевозчики закладывают все дополнительные расходы в цены билетов, а у зарубежных компаний этих расходов нет, что позволяет им демпинговать.
"У нас к Lux Express ничего личного. Это уважаемый игрок на рынке, которому удалось договориться не только с европейским Минтрансом Финляндии, но и с российским Минтрансом. Нас возмущает непродуманная транспортная политика России. Вместо поддержки российского бизнеса власти помогают зарубежным компаниям, даже не пытаясь соблюдать баланс. Это закончится банкротством петербургских перевозчиков", — сказал dp.ru Андрей Козырев, председатель правления Ассоциации автобусных перевозчиков Петербурга. Он добавил, что на родине Lux Express за балансом тщательно следят, например, владелец автовокзала в Таллине, аффилированный с Lux Express Group, "использует определенные рычаги, которые не позволяют петербургским перевозчикам высаживать пассажиров на таллинском автовокзале".
О том, что Lux Express Group начинает ежедневные перевозки между Петербургом и Финляндией, петербургские переводчики узнали из материала "Делового Петербурга", а чиновники Минтранса даже не попытались сообщить им эту информацию заранее. Как рассказал dp.ru Андрей Козырев, такое полное безразличие властей к российскому бизнесу и побудило ассоциацию обратиться напрямую к президенту Владимиру Путину. В письме перевозчики просят обратить внимание на то, что их рынку, мягко говоря, не дают развиваться.
Еще одно письмо, но на этот раз в Минтранс, готовит ОАО "Совавто-Санкт-Петербург". Как сообщил dp.ru гендиректор компании Вячеслав Лазарян, обращение будет отправлено в ведомство уже завтра. "Если нужно было увеличивать количество рейсов, Минтранс сначала должен был поинтересоваться у перевозчиков с российским капиталом, могут ли они это сделать. К слову, именно так поступает со своими перевозчиками Минтранс Финляндии", — отметил он.
В Lux Express Group ссылаются на то, что компания ведет работу строго по букве закона и получила все необходимые разрешения. "Наш рейс между Петербургом и Хельсинки будет осуществлять ЗАО "Евролайнс" — член Российского автотранспортного союза и Союза перевозчиков и экспедиторов Северо-Запада. И в целом Lux Express нельзя рассматривать как прямого конкурента чартерным перевозчикам, которые работают под определенные заказы", — сказали dp.ru в компании.
Также в компании намекают, что если Lux Express и отнимет у действующих перевозчиков часть пассажиров, то только благодаря качественному сервису. "Автобусы, специально приобретенные для этой линии, будут зарегистрированы в Петербурге. Мы предлагаем высокое качество услуги по разумной цене: на линию встанут новейшие автобусы с мультимедийной системой. У нас высококвалифицированный персонал. Также есть круглосуточная служба поддержки клиентов на русском и на английском языках", — отмечает гендиректор ЗАО "Евролайнс" Пфау Эдгар Эрнстович.
"У нас тоже закуплены новые автобусы и предоставляется высококлассный сервис, ничем не хуже, чем на Lux Express, а что касается цены, то демпинг им был нужен, только чтобы получить разрешение на работу и приучить пассажиров к своим услугам, а спустя полгода-год цены поднимутся", — считает Вячеслав Лазарян.
Lux Express Group основана в 1992 году, владелец компании — Хуго Осула. В прошлом году компания перевезла 718 тыс. пассажиров, получив 50% дохода на линиях, связывающих Петербург с Таллином и Ригой. ОАО "Совавто-Санкт-Петербург" до сих пор было единственным игроком, который перевозил пассажиров регулярными рейсами на автобусах, отправлявшихся с автовокзала на Обводном канале. Билет в одну сторону стоил около 2 тыс. рублей, в зависимости от сезона. Многие пассажиры сейчас пользуются автобусами небольших компаний и турфирм, которые отправляются от площади Восстания, поездка на них от Петербурга до Хельсинки стоит от 700 рублей.