"Выходной Петербург". Вездесущие рисунки

Автор фото: rusmuseum.ru

 Выставка "Актуальный рисунок" в Русском музее

В Русском музее открылась выставка "Актуальный рисунок".
Самые отчаянные сотрудники музеев изобразительного искусства — это те, кто собирает современный рисунок. По их ведомству сегодня проходят и спроектированные в 3D конструкции, и фотографии всех сортов, и перформансы, задокументированные в графиках сенсорных датчиков, и даже просто рисунок. Им до сих пор занимаются практически все: от неисправимых графиков до медиахудожников.
Центр Помпиду, МОМА и другие музеи–гранды пытаются уследить за невероятными мутациями рисунка. На ежегодных выставках приобретений отдела графики Бобура, между прочим, к тому, что считать рисунком, год от года относятся все менее либерально.
Русский музей, напротив, смотрит на эту проблему с подлинно русской широтой. Резон в этом есть: в противном случае много современного искусства пройдет мимо музея. А потом ищи–свищи работы наших живых классиков в частных коллекциях! Кроме того, мысвободнее воспринимаем современное искусство, так как оно у нас завелось недавно. У нас по–прежнему даже арт–менеджеры могут поносить его за то, что никакое оно не искусство. Причем не то чтобы они всегда не правы. Вот только в Нью–Йорке и Берлине никто на публике такого не скажет, даже если так думает. Народ не поймет.
Актуальный рисунок подстерегает нас повсюду. Вы думаете, это скульптура из металла? Нет, это ремейк рисунка Рембрандта, выполненный с помощью сварных конструкций. И эти вышитые натюрморты — вовсе не текстили, а графические картины нитью. С комиксами и так все ясно: кто посмеет сказать, что они не рисунок? По этой же статье проходят лубочные хохмы Александра Флоренского и картины Юрия Александрова, глумящиеся над иллюстрациями к букварю. Видеопроекция, анимирующая пейзаж, — это самый что ни на есть актуальный рисунок. Ню, выписанные дерьмом с силиконом на осколках стекла, — это просто про нашу жизнь. Для широты ассортимента есть также силуэты стола и стула, сваренные из железных прутьев, и опиумный бред, вытатуированный на спинах студенток.
Выставка пытается рассортировать это многообразие по разным манерам рисовать, разному пониманию того, что сегодня считать графикой, разным способам использовать рисунок. Четкой классификации не выходит. И нам остается только поражаться тому, как прекрасен и удивителен этот шизофренический мир современного искусства.