Смещение спроса

Лидерами в сегменте среднетоннажных грузовиков остаются российские и азиатские марки, но эксперты отмечают перераспределение спроса в сторону европейских брендов. Как и в других сегментах авторынка, лидерство удерживают отечественные модели.

По данным Russian Automotive Market Research (НАПИ), регистрация новых среднетоннажных грузовиков (автомобилей полной массой от 6 до 16 т) в России в 2013 году сократилась всего на 4% и составила свыше 31,5 тыс. шт. При этом весь рынок коммерческого транспорта упал на 14% относительно 2012 года. В результате доля среднетоннажного сегмента (MDT) увеличилась с 26 до 29%.
Что касается рынка Петербурга и Ленобласти, то в 2013 году здесь было зарегистрировано 1557 средних грузовиков (–12%), а доля региона в целом по стране уменьшилась с 5 до 4,6%.

Половина рынка у ГАЗа

Крупнейшим игроком в сегменте среднетоннажных грузовиков в России на протяжении лет является ГАЗ. Согласно статистике НАПИ, российский производитель контролирует 37% сегмента MDT. В 2013 году в России было зарегистрировано 11 815 автомобилей группы "ГАЗ", что на 2,7% меньше, чем годом ранее. В самой компании свою долю оценивают в 55% рынка, отмечая, что 2013 год марка завершила с показателем 16 200 проданных автомобилей (на 1,2% меньше в сравнении с 2012 годом).
В настоящее время ГАЗ выпускает три модели среднетоннажных автомобилей. Около 45% продаж приходится на модель автомобиля общего назначения ГАЗ–3309.
"Помимо перевозки грузов машина широко используется в коммунальных и дорожных службах. На базе этой машины выпускается огромное количество (более 200) модификаций спецтехники", — отметили в пресс–службе ГАЗа. Еще около 40% продаж ему обеспечивает городской грузовик "Валдай", остальные 15% — внедорожник "Садко", наследник знаменитого ГАЗ–66.
"В будущем лидерство в этом сегменте также будет принадлежать Горьковскому автозаводу, который планирует проводить обновление модельного ряда", — полагает ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов.

Корейский фаворит

На втором месте по популярности у россиян корейские грузовики Hyundai с 15%–ной долей в сегменте. При этом импортер "Хендэ КомТрансРус" снизил показатели на 13,6% в 2013 году, реализовав 4719 автомобилей. Основу продаж марки составляют грузовики Hyundai HD78 полной массой 7,5 т. К нему приблизился российский КамАЗ, увеличивший продажи на 1,7% (в 2013 году было зарегистрировано 4322 единицы).
На четвертое место с долей чуть выше 5% вышел японский HINO, сумевший показать рост 8,9% (в "Хино Моторс Сэйлс" говорят о реализации 1557 единиц в 2012 году и 1606 — в 2013–м, что соответствует 3%–ному росту). Производитель представлен в этом сегменте двумя моделями: HINO 300–й серии с полной массой 7,5 т и HINO 500–й серии с полной массой 12 т.
Отрицательную динамику продемонстрировал "ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус" с моделью Mitsubishi Fuso Canter (–36,6%). Показатели белорусских грузовиков MAZ и китайских Foton упали на 10 и 21,7% соответственно.
"Если анализировать среднетоннажный сегмент в разрезе конкретных брендов, то динамика у всех примерно одинаковая. К сожалению, у большинства она отрицательная ввиду объективных причин: стагнации в экономике России, введения утилизационного сбора для автопроизводителей, устаревания парка корпоративных автомобилей, целевой финансовой поддержки только российских производителей и т. д.", — объясняет Юрий Зорин, исполнительный директор ООО "Хино Моторс Сэйлс".

Европейцы наступают

Грузовики европейских производителей (MAN, IVECO, Mercedes, Volvo, Renault) пока мало представлены в среднетоннажном сегменте. Вместе с тем они увеличивают свое присутствие здесь. Так, в 2013 году их суммарная доля выросла до 6% от общего количества зарегистрированных автомобилей в сегменте MDT.
"Если говорить об общих тенденциях, то азиатские бренды по–прежнему лидируют относительно европейцев, но при этом их доли сокращаются практически у всех марок, в то время как доли европейских производителей, представленных в этом сегменте, наоборот, растут. Так, по данным регистрации, мы выросли практически в 2 раза относительно прошлого года", — отмечает Йорг Моммертц, генеральный директор ООО "МАН Трак энд Бас РУС".
Смещение спроса в сторону европейской продукции он объясняет тем, что современный клиент все больше начинает мыслить категориями стоимости содержания (в том числе остаточной стоимости), а не цены при покупке. К слову, на сегодняшний день немецкий производитель в этом сегменте предлагает линейки грузовиков TGL и TGM.
По словам Юрия Зорина, низкий расход топлива, низкая цена, различные конфигурации и объемы надстроек, низкая стоимость владения по сравнению с автомобилями крупнотоннажного сегмента заставили многих автопроизводителей иметь в своей линейке по меньшей мере две модификации коммерческого транспорта в сегменте MDT.
Вместе с тем эксперты не видят предпосылок для роста продаж рынка. По прогнозам "Автостата", в текущем году в России будет реализовано 29 тыс. новых среднетоннажных грузовиков (с учетом автомобилей полной массой 3,5–6 т), что окажется на 8,5% меньше, чем в 2013 году.