Павел Горошков pavel.goroshkov@dp.ru Все статьи автора
26 марта 2014, 10:19 2352

"Деловой Петербург". Пути к деньгам

Фото: Trend/ Сергей Коньков

ЗАО "ПортПак" за 24 млн рублей купило рельсы, ведущие к цементному заводу "Группы ЛСР" в Сланцах. Вложения окупились за 2 месяца транзита. Компания установила высокие цены на перевозку, и оспорить их ЛСР смогла только задним числом.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял иск областного УФАС к ЗАО "ПортПак" о понуждении обратиться в комитет по тарифам и ценовой политике Ленобласти и получить утвержденные тарифы на транспортные услуги. Предписание об этом УФАС выдало еще в июне 2013 года, но компания его не выполняет, а оспаривает в суде. ЗАО "ПортПак", по данным СПАРК, принадлежит петербургскому предпринимателю Сергею Кузнецову. Компания существует с 2007 года и специализируется на грузоперевозках (в основном автотранспортных).

В марте 2012 года на конкурсных торгах обанкротившегося ОАО "Ленинградсланец" эта компания приобрела за 23,8 млн рублей сеть железнодорожных путей в Сланцах со всей инфраструктурой и вагонно–локомотивным парком (общая протяженность путей — 30 км).

Незадолго до этого, летом 2011 года, "Группа ЛСР" построила в Сланцах цементный завод. И оказалось, что единственный вариант транспортировки продукции этого предприятия — по железнодорожным путям "ПортПака".

Пять шкур дерут

Компания установила тариф на транзит цемента на уровне 11,63 рубля за 1 тонно–километр. Кроме того, за маневровые работы на путях она брала по 6 тыс. рублей в час.

Как заявляли затем в ЛСР, тарифы "ПортПака" в 3–5 раз выше рыночных. Тем не менее по этим расценкам "ЛСР.Цемент" перевозил свою продукцию весь 2012 год, так как альтернативы у него просто не было. По данным "Группы ЛСР", предприятие тогда реализовало более 1,2 млн т цемента, из которых до 20% вывозились по железной дороге. Сколько на этом заработал "ПортПак" — неизвестно. Но, по данным самой группы, только в октябре 2012 года владельцу путей было выплачено более 15 млн рублей. По данным "ПортПака", в 2012 году его выручка составила 500 млн рублей, из которых на железнодорожные перевозки пришлось 140 млн.

В конце 2012 года "Группа ЛСР" построила собственные подъездные пути к своему заводу и отказалась от услуг "ПортПака". И вскоре после этого — в марте 2013 года подала жалобу в УФАС. В июне 2013 года антимонопольный орган рассмотрел обращение ЛСР и выдал "ПортПаку" предписание получить от комитета по тарифам Ленобласти утвержденные расценки на услуги. "ПортПак" обжаловал решение УФАС в арбитраже, но 18 марта 2014 года суд отказал в иске.

Гроздь заводов

Владелец ЗАО "ПортПак" Сергей Кузнецов вчера не смог пообщаться с корреспондентом "ДП", сославшись на занятость.

Между тем на ж.–д. путях "ПортПака" находится не только завод "ЛСР.Цемент", но и ряд других предприятий: ОАО "Завод "Сланцы", ООО "Первая ГОК", ЗАО "Сланцевский завод огнеупоров", ООО "Антей–агро", ООО "Промимпериал", ГП "Сланцевское ДРСУ" и т. д. Они осторожны в оценках деятельности "ПортПака". "У нас нет информации о завышении тарифов, — говорит генеральный директор ОАО "Завод "Сланцы" Самуил Гандельман. — Но запасные варианты иметь, конечно, надо, чтобы не попадать в зависимость".

По мнению юриста антимонопольной практики ООО "Апелляционный центр" Залины Албеговой, даже победа УФАС едва ли даст право контрагентам взыскать с "ПортПака" задним числом деньги, уплаченные сверх тарифа, когда он будет утвержден. Поэтому ЛСР своей жалобой в лучшем случае обеспечит себе возможность более выгодного использования ж.–д. путей в будущем.

Кстати, как сообщили в пресс–службе "ЛСР.Цемент", поставки цемента по собственным ж.–д. путям осуществлялись до конца 2013 года, но затем от них совсем отказались из–за высоких тарифов и рисков, связанных с пропускной способностью железной дороги. "Мы имеем большой парк автоцементовозов, который обеспечивает нужды предприятия и доставляет нашу продукцию заказчикам в срок и без потери качества", — отметили в ЛСР.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама