Министр связи Николай Никифоров обещает отказ от американского программного обеспечения в российском госсекторе. Попытки начать этот процесс предпринимались уже не раз, но все они пока растворялись в воздухе.
Прочитав статью в Wall street Journal о том что США начинают масштабную информационную разведку в отношении России, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров заявил: "Американские "силовики" сами ставят крест на дальнейшем использовании программного обеспечения и оборудования из США в государственном и около государственном секторе в России".
Занятно, что министр сделал свое заявление на своей странице в Instagram — сервисе, принадлежащем американской компании Facebook. Тем не менее, о переходе на отечественное ПО в целях безопасности российские чиновники говорят давно. В январе свет увидел проект Концепции кибербезопасности, разработанный группой сенаторов, который также предусматривает отказ от иностранного ПО.
Еще раньше о национальной операционной системе говорили и на более высоком уровне. Еще в 2010 году Минсвязи анонсировало создание национальной защищенной операционной среды, три года назад правительство объявило конкурс на 490 млн рублей, который выиграла Pingwin Software экс-министра связи Леонида Реймана, было объявлено о тестировании системы в некоторых регионах, но она так и не была запущена. В разное время были написаны несколько ОС, претендовавших на звание "национальной", но все они представляли собой варианты на базе Linux. Существует также ОС "Циркон", созданная на базе ОС Solaris, она сертифицирована ФСБ для работы с гостайной наряду с МСВС — Мобильной системой вооруженных сил, также основанной на Linux.
Так или иначе, ни одна разработка не получила распространения в масштабах страны, все они вызывали только шутки среди программистов. Кроме собственно ОС, нужны еще и совместимые системы управления баз данных, множество приложений, работающие в этой среде, поддержка всего этого и так далее, а также переобучение сотен тысяч госслужащих. Если говорить о разработке ПО вообще с нуля, то скорее всего потребуется создание и компьютеров собственной разработки. Не говоря уже о человеческом ресурсе: только в Oracle, например, работает 115 тысяч сотрудников, в Microsoft — 90 тысяч, то есть чтобы создать аналоги, нужна целая армия программистов.
"О полном отказе от американского ПО не совсем реально сейчас говорить, но действия в этом направлении сейчас будут более активными, — говорит президент Российской ассоциации свободного программного обеспечения Любовь Орлова. — Мы сейчас готовим круглый стол, будем обсуждать, что можем сделать". По словам Орловой, в России есть предприятия, способные выпускать и программное обеспечение, и компьютеры, все зависит от воли государства — оно должно выделить деньги на разработку и "дать команду". Если это произойдет, то переход на отечественные продукты все равно займет как минимум несколько лет, а может, и десять лет, считает эксперт.
Орлова напоминает о распоряжении премьер-министра Путина, сделанном в декабре 2012 года — о переходе федеральных органов исполнительной власти на использование свободного программного обеспечения. Внедрение в госорганах и бюджетных учреждениях пакета базового свободного ПО и пакетов дополнительных прикладных программ, а также перенос данных в новые информсистемы должны состояться, согласно документу, в этом году.