"Выходной Петербург". Ленинград в лицах

Арт-критик dp.ru - о выставке советского портрета в Румянцевском доме

В Румянцевском доме открылась выставка "Ленинградцы. Советский портрет в собрании Музея истории Петербурга".
В одной из ранних повестей Андрей Битов описывает галерею портретов в Горном институте. Знаменитые геологи и горняки–передовики предстают на картинах ответственными работниками, пекущимися денно и нощно о благе своей страны, неутомимыми борцами за правое дело и незаурядными умами, которыми гордится советский народ. На всех предприятиях висели эти хмурые сознательные физиономии. Даже на заводе шампанских вин в Абрау Дюрсо вас приветствовали лики ударников — красноносые и опухшие от трудового подвига. Производственный парадный портрет был одним из главных жанров советского искусства. Впрочем, с "оттепели" он стал смешон.
Давно пора было показать эту живопись как исторический материал. В Румянцевском доме есть советские портреты на все вкусы. Потомственный токарь стал как вкопанный перед жерлом чудовищной турбины. Боевой генерал сидит за обитым зеленым бархатом столом, стараясь не смотреть на стакан в серебряном подстаканнике, содержимое которого подозрительно напоминает коньяк. Врач–гуманист чуть не задремал, повесив на шею стетоскоп.
Виртуозный пианист укрощает доминант–септ–аккорд. Поэт–песенник прогуливается по сосновому бору с веточкой в руке. А литейщик застыл посреди дымящего, как улей, родного завода, силясь изобразить из себя трудовой энтузиазм. Идеологизированность делает эти картины карикатурными. Впрочем, повышают настроение и портреты либерально–диссидентствующей интеллигенции. Анна Ахматова подходит к зеркалу и видит рядом со своим отражением призрак Блока. Семен Гейченко очень френдли смотрит на зрителя, а за его спиной лыбится маска поросенка. Кирилл Лавров так глубоко задумался об образе Ленина в кинематографе, что курит незажженную сигарету.
Классики советской культуры попали в одну компанию с авангардистами и маргиналами. На выставке есть редкие вещи: портрет Хармса работы Владимира Гринберга, автопортрет лидера ИЗОРАМа Моисея Бродского, холсты учеников Павла Филонова, а в зале, где подобраны картины про детей, — жутковатый примитив Бориса Ермолаева "Портрет девочки".
Это выставка про Ленинград и ленинградцев разных периодов советской истории. Про тех, кто жил в этом городе и сделал Петербург таким, каким мы его знаем сегодня.