"Деловой Петербург". Алкоголь коротким путем

Автор фото: Кнерцер Роман
Открытие магазина "Зеленый Перекресток" в ТЦ Питерленд на Приморском пр., 72

Государственный курс на снижение потребления спиртных напитков и сокращение числа мест по продаже алкоголя подстегнул развитие специализированной розницы, на которую пока приходится 5% рынка.

В конце прошлого года ОАО "Сыктывкарский ликеро–водочный завод" начало выводить на рынок Петербурга собственную розницу. Уже открыты два магазина компании под брендом "Сияние Севера" в Невском и Приморском районах, площадь торговых залов магазинов составляет около 50 м2.
В этом году компания намерена открыть еще три алкомаркета. Инвестиции в один алкомаркет эксперты оценивают в 1,5 – 2 млн рублей. Сеть алкомаркетов "Сияние Севера" работает в среднем ценовом сегменте.

Прямые продажи

По словам Андрея Голдина, директора сети алкомаркетов "Сияние Севера", компания намерена конкурировать за счет вертикально выстроенной структуры поставок.
"За счет прямых поставок с завода мы выигрываем в цене, в среднем на 10% по сравнению с другими ретейлерами", — объясняет Андрей Голдин. В ассортименте каждого магазина продукция Сыктывкарского ЛВЗ составляет не менее 40%, в целом магазин предлагает около 400 наименований алкогольных напитков. Завод производит более 20 видов алкогольных напитков: настойки, бальзамы, ликеры и водки.
Помимо спиртного сеть "Сияние Севера" реализует деликатесы из мяса северного оленя от ООО "Агрокомплекс Инта Приполярная", расположенного в городе Инта на севере Коми.
Сыктывкарский ликеро–водочный завод, основанный в 1970–х годах, — ведущий игрок на рынке в Республике Коми. Розлив и оформление водок и ликеро–водочной продукции производится на трех линиях производительностью от 6 тыс. до 12 тыс. бутылок в час. Розничная сеть Сыктывкарского ЛВЗ в Коми насчитывает 25 магазинов, планы развития в Петербурге зависят от финансовых показателей первых пяти магазинов.
Количество мест продажи алкоголя в Петербурге и области сокращается, однако специализированных алкогольных магазинов становится все больше, их развитие подстегивают законодательные ограничения торговли алкоголем, в том числе пивом. Так, в прошлом году на рынок вышла сеть "Градусы всего мира", активно развиваются лидеры рынка: ГК "НормаН–Виват" (алкомаркеты "Норман") и ТД "Арома" (сеть "Ароматный мир").

Алкомаркеты

"Легально продавать алкоголь и пиво теперь могут только магазины, ларьки продолжают торговлю пивом, но незаконно", — говорит Вадим Дробиз, директор российского Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА). По его мнению, в свете государственного курса на укрупнение и сокращение числа мест по продаже алкоголя будущее подобной торговли за специализированными отделами в магазинах и алкомаркетами.
"Они наиболее защищены от вероятных упреков, например в том, что дети проходят мимо полок с алкоголем, ведь детей просто не пустят в такой магазин", — говорит Вадим Дробиз.
"Закрытие ларьков действительно отражается позитивно, но это преимущество сводит на нет огромная конкуренция на рынке Петербурга", — говорит Игорь Комаров, генеральный директор ЗАО "ТД "Арома". По его словам, за последние 2 года алкогольные сети развивались как никогда быстро. Возможная причина активизации, по мнению Игоря Комарова, — сложность работы производителей и дистрибьюторов с крупными сетями FMCG.
Условия договоров с торговыми сетями не позволяют им оперативно повышать цены, потому, пытаясь сохранить прибыль, они создают собственную розницу.
"У успешных производителей вина на собственную розницу приходится 10% от оборота", — говорит Вадим Дробиз.
В то же время алкогольные магазины нельзя назвать полновесными конкурентами федеральным ретейлерам. По оценке ЦИФРРА, через алкогольные супермаркеты продается не более 5% от всего объема алкоголя. Доля может быть чуть больше в сегменте дорогого вина или виски, но в целом этот канал реализации остается мизерным.
Оптовики выстраивают свой собственный канал розничной дистрибуции, чтобы повысить интерес к винам и брендам, которые они импортируют. Организация такого бизнеса позволяет контролировать все этапы реализации продукта, что в итоге влияет на высокий уровень сервиса для конечного потребителя. Специализированные магазины открываются, потому что интерес к хорошему алкоголю пусть не быстро, но растет. Нас радует, что наблюдается рост культуры потребления вина и другого алкоголя, это важный показатель для развития нашего бизнеса и винной культуры в целом.
Влада Лесниченко
управляющая сетью винотек GRAND CRU