"Деловой Петербург". Пассивные закупщики и стагнация

Автор фото: Карапетян Рафаэль
Георгиев Антон, генеральный директор ООО "Медовый дом".

Предприниматель Антон Георгиев - о том, кто и что тормозит развитие свободного рынка в России.  

Призрак стагнации бродит по России, и производители, и поставщики, и торговцы чувствуют это. Одним из признаков стагнации является, на мой взгляд, то, что сейчас можно купить практически половину компаний по производству меда — владельцы, как правило, готовы продать фирму полностью или частично, не рассчитывая более на рост в бизнесе. Раньше, еще пару лет назад, это было почти невозможным: все думали о развитии, поиске новых рынков и модернизации оборудования. Теперь как–то все застопорилось. Все чего–то ждут, и процессы на рынке сильно замедлились.
Казалось бы, в этой ситуации конкуренция должна усиливаться, а цены падать, качество же продукции на полках супермаркетов — расти. И поэтому тем более удивительно, что очень многие закупщики в сетевых супермаркетах, которые призваны блюсти интересы покупателей, тщательно следить за конкурентоспособными ценами и качеством товара и приобретать его по минимально возможной цене, ведут себя странно. Странность выражается в том, что они отказываются от товара, который превосходит по своим качествам те, которыми заполнены полки, и стоит дешевле, мотивируя это тем, что "нас и так все устраивает". Отказываются даже от понижения цены на 50%. Может быть, закупщики понимают стагнацию по–своему?
Сейчас наметилась тенденция, когда покупатель выбирает простой продукт хорошего качества. Ему, клиенту супер– и гипермаркетов, не нужны дизайнерские навороты баночек, привязанные к крышечкам тряпочки за 10 рублей за штучку, которые якобы повышают стоимость продукта на 20 – 30%. Ему нужен простой качественный товар в простой упаковке. Может быть, в сувенирных лавках или в совсем маленьких магазинах все еще нужен мед в такой упаковке: в дизайнерских баночках, с ленточками, но в больших магазинах, на потоке — уже нет. Покупатель требует качественный продукт по адекватной цене. Практически аптечный дизайн вызывает сейчас больше доверия и желание совершить покупку, чем дизайнерские навороты. Мы, открывая 2 года назад производство меда в Новгородской области, рассчитывали работать круглосуточно, повысить производительность и сделать цену продукта на 20 – 30% ниже. При этом мы планировали обращать пристальное внимание на качество, расширить сбыт. Однако весь наш энтузиазм столкнулся с неповоротливостью закупщиков. И, учитывая наши предложения, можно сделать вывод, что они попросту обворовывают свои компании.
Остается рассчитывать на какой–нибудь Walmart, который наконец начнет полноценно работать в России и все расставит по своим местам, разом покончив с явлениями, которые тормозят развитие свободного рынка. На Западе в гипермаркетах поставщики и производители платят за аренду места на полках, и прибыль делится между закупщиками и владельцами торговых предприятий, и все одинаково заинтересованы в том, чтобы каждый сантиметр полки приносил максимальный доход. И если вместе с опытными и добросовестными закупщиками вдумчиво подойти к каждому продукту, то можно существенно увеличить прибыль.