"Выходной Петербург". Абстракция против монументальности

Арт-критик dp.ru оценил выставку Сергея Денисова в Navicula Artis

В галерее Navicula Artis открылась выставка Сергея Денисова. Ему 50, и на юбилей он показывает в декабре три проекта.
Первый — инсталляции. Их две. "Черный дождь" — это мрачная фантазия на тему экологической катастрофы. "Корни" — одно из самых красивых и стильных произведений художника. Оно похоже на видение или на мерцающую декорацию к сказочному спектаклю. На прозрачной леске к потолку подвешены корешки сантиметров десять длиной. Они не зафиксированы и могут вращаться вместе с прикрепленными к ним противовесами из тонкой проволоки, на которых висят кусочки мха, пух, крылья насекомых и кусочки слюды. Эта странная гирлянда подсвечена так, чтобы, крутясь вокруг своей оси, она отбрасывала на стены таинственные тени. Мы в необычном театре теней или в сказочном подземном мире.
"Корни" — логичное продолжение коллажных экспериментов, с которых начиналась художественная карьера Сергея Денисова более 20 лет тому назад. Прежде чем прийти в современное искусство, он учился на художника–монументалиста в Мухинском училище, накануне перестройки приехав в Ленинград из Перми. С развалом Союза монументальное искусство утратило смысл для многих его коллег по цеху. Актуальным художественным языком стали авангардистские эксперименты с коллажем, разрушение повествовательной композиции станковой картины, препарирование клише массовой культуры. Денисов стал исследовать границы искусства, взяв за правило создавать новые вещи из того, что для большинства его современников было исключено из мира художественного. Коллажи 1990–х делались из материалов странной коллекции забавных вещиц, редкостей и всякой всячины, которую художник продолжает собирать и сегодня. В кунсткамере Денисова есть солидная подборка вырезок из старых научно–популярных иллюстрированных журналов, набор слюдяных пластинок от старых радиоламп, засушенные насекомые, а также запас цветов, трав и корней.
Вторая часть юбилейного проекта посвящена именно коллажам. А под самый Новый год, в последнюю субботу декабря, стартует двухдневная ретроспектива видеоработ художника.
Денисов отказался от монументальных форм, сосредоточившись на создании нового абстракционистского пластического языка. И в инсталляциях, и в коллажах, и в видео он дефрагментирует мир и облекает его частицы в новую художественную форму — поэтичную, стильную и ироничную.