Дмитрий Бардачев news@dp.ru Все статьи автора
23 декабря 2013, 09:31 23

Аварии за границей становятся дороже

Поток автомобилистов, выезжающих за рубеж, увеличивается. Вместе с тем увеличивается стоимость убытков в результате "заграничных" ДТП.

По данным РСА, объем рынка "Зеленой карты" в России за первое полугодие 2013 года составил 1 млрд 528 млн рублей, что на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Страховые сборы по "зеленым" полисам в Петербурге и Ленинградской области выросли на 7% и составили 662 млн рублей.

Общие продажи полисов за 2013 год официально будут подсчитаны позже. Но уже сейчас некоторые страховщики говорят о росте портфелей в данном сегменте по итогам года. Так, в филиале "Росгосстрах" в Петербурге и Ленобласти страховые сборы, по предварительным оценкам, выросли на 10% по отношению к предыдущему году. Компания "Согласие" в Петербурге и области собрала премий на сумму порядка 50 млн рублей, что на 6–7% больше результатов прошлого года. Сборы "РЕСО–Гарантия" в том же регионе за неполный 2013 год составили 81 млн рублей, увеличившись на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

По словам директора департамента страхования "Зеленая карта" ЗАСО "ЭРГО Русь" Юлии Воронковой, сборы компании по этому продукту за 2013 год, наоборот, упали примерно на 5%, что связывают с перераспределением рынка между компаниями.

Стабильные правила

"Значимым событием 2013 года можно назвать зафиксированный финскими пограничными службами максимум выезжающих граждан России в Финляндию в период майских праздников. Количество выезжающих превысило 1 млн человек, соответственно, вырос спрос на "Зеленую карту", — отмечает Валерий Кубышев, начальник отдела развития продаж сертификатов "Зеленая карта" Северо–Западного окружного филиала страховой компании "Согласие".

В целом же серьезных изменений на рынке "Зеленой карты" в 2013 году не произошло. Его участниками по–прежнему являются 10 страховых компаний, которые имеют лицензию на продажу таких полисов. Причем тарифы по данному продукту едины для всех и зависят от категории транспортного средства (легковой, грузовой и т. д.), сроков страхования (от 15 дней до 1 года) и территории покрытия.

"Наиболее популярными являются краткосрочные договоры на 15 дней и на месяц, стоимость такой страховки на легковой автомобиль с территорией покрытия "все страны" составит 1550 рублей и 2950 рублей соответственно. При выборе покрытия "только Белоруссия, Молдавия и Украина" полис обойдется клиенту в 530 рублей и 700 рублей соответственно", — говорит Екатерина Захарова, управляющий продуктом "Зеленая карта" управления розничного страхования ОСАО "РЕСО–Гарантия".

По сравнению с 2012 годом цены на полисы "Зеленая карта" сегодня в среднем выше на 9%. При этом стоимость страховки, которая зависит от курса рубля к евро, в 2013 году не менялась и останется прежней еще как минимум до 14 января 2014 года.

Долги прошлого

Несмотря на рост страховых сборов по полисам "Зеленая карта", объем страховых выплат в ряде компаний остается стабильным. Так, в компании "Согласие" размер выплат в 2013 году составил около 1,8 млн рублей, и по сравнению с 2012 годом эта цифра практически не изменилась.

"Количество страховых случаев с нашими клиентами за рубежом стабильно, и нет оснований считать, что россияне стали хуже или лучше ездить по иностранным дорогам", — констатирует Отари Стариков, руководитель департамента автострахования филиала ООО "Росгосстрах" в СПб и ЛО.

Екатерина Захарова отмечает тенденцию к снижению частоты ДТП с участием россиян за границей. По ее словам, за последний год клиенты "РЕСО–Гарантия" стали попадать в ДТП в 1,5 раза реже, чем в 2011 году, при этом аварии стали менее серьезными.

В компании "ЭРГО Русь" выплаты по данному виду страхования, наоборот, выросли в 2 раза по сравнению с выплатами в 2012 году. "В этом году наша компания выплатила крупную сумму родственникам водителя, погибшего в ДТП в Италии, в размере 583 тыс. евро. На данный момент для нашей компании это крупнейшая выплата. Также у нас заявлен страховой случай, в котором погиб молодой человек. ДТП произошло в Греции, заявленный ущерб — 750 тыс. евро. Событие произошло еще в 2011 году, но в связи с ситуацией в Греции суд по этому делу был отложен на год, и какая–то более конкретная информация по данному делу у нас появится только в следующем году", — говорит Юлия Воронкова.

По ее словам, если в первые годы работы системы "Зеленая карта" суммы выплат в пределах 30 тыс. евро были единичны, то за последний год количество таких убытков возросло.

"Наблюдается тенденция удорожания убытков. Где–то это связано с повышением цен на ремонт, где–то, например в Польше, с изменениями в законодательстве. Там изменилась норма в части возмещения убытков по жизни и здоровью, в результате увеличилось число таких заявлений и сумма средней выплаты", — отмечает Юлия Воронкова.

Специфика работы в системе "Зеленая карта" заключается в том, что окончательный объем выплат за год компании смогут определить только по прошествии нескольких лет. К примеру, до сих пор заявляются убытки, произошедшие в 2009–2010 годах.

"Крупные убытки, которые нам придется урегулировать в будущем году, нам стали известны в середине 2013 года. И надо понимать, что в системе "Зеленая карта" важно не количество, а качество убытка с точки зрения лимита ответственности, который может доходить в разных странах до десятков миллионов евро. Например, в Бельгии лимит ответственности — 100 млн евро", — указывает Отари Стариков.

Надежда на рост

Пока же участники рынка рассчитывают на продолжение роста продаж полисов "Зеленая карта". По осторожным прогнозам экспертов, в 2014 году этот рынок может вырасти на 5%.

Валерий Кубышев ожидает прироста страховых премий на 12%.

"Росту объемов продаж будут способствовать улучшение сервисного обслуживания, уменьшение времени на оформление сертификата, развитие интернет–технологий и внедрение других современных инновационных систем. А также потенциальная возможность жителей Петербурга и Ленобласти получать многолетние шенгенские визы", — прогнозирует эксперт.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама