Партийный бизнес

В Петербурге зарегистрировано уже почти 60 отделений "малых партий" — малоизвестных пока объединений, появившихся после упрощения правил создания партий. Как правило, партстроительство принято считать уделом активистов, однако бизнес тоже довольно уверенно идет в этот процесс, создавая свои структуры, хотя и не всегда понимая, зачем.

Среди 59 партийных отделений, зарегистрированных в Северной столице, около десятка имеют широкую известность, это в первую очередь филиалы парламентских партий. Остальные — новички в политике, еще не успевшие принять участия в петербургских выборах или же возрожденные из небытия бренды. Их названия зачастую не говорят ни о чем, представляя собой микс из стандартных слов-штампов типа "справедливость", "гражданский", "демократический".
Часть партотделений создано сослуживцами и товарищами по какой-нибудь другой структуре. Допустим, отделение "Новой России" учреждали руководители петербургского отделения "Союза чернобыльцев", а "Рожденные в СССР" — это те, кто возглавляет федерацию единоборств "Русский бой", которой руководит олимпийский чемпион-75 по дзюдо Сергей Новиков, сам в партию, правда, не пошедший. Начальник Суворовского училища Валерий Скоблов — председатель отделения партии "Защитники отечества".
Вопреки мнению о том, что в политику бизнес не идет, немало и таких, где "двигателем" выступают предприниматели. Примером председателя совета директоров "Балтинвестбанка" Юрия Рыдника, возглавляющего "Гражданскую платформу" в Петербурге, дело не исчерпывается. Как и в случае с общественниками, встречаются ситуации, когда политическое объединение создают партнеры. К примеру, учредителями отделения "Партии возрождения России" выступили члены НП "Спецресурс", а гендиректор Владимир Шахов стал председателем. Шахов также совладелец близкого к НП "Института деловой репутации", занимающегося аудиторскими и техническими проверками. Среди членов совета "Спецресурса" и одновременно учредителей ПВР — гендиректор "АйСи девелопмент" Дмитрий Молчанов, председатель правления Ганзакомбанка Валерий Субханкулов и другие. Ганзакомбанк, кстати, некоторое время назад упоминался в связи с тем, что в совет директоров банка вошла племянница президента Вера Путина.
"Профессиональным политиком становятся далеко не сразу. Это длинный путь, который обычно начинают смолоду, и карьера профессионального политика выстраивается внутри этой узкой "касты" без прямого взаимодействия с практикой экономических процессов. Здесь есть определенный разрыв, именно поэтому мы имеем те законы, которые имеем", — говорит Владимир Шахов. На вопрос, зачем бизнесменам партстроительство, он отвечает прямо: "Если предприниматель принимает осознанное решение пойти в политику, он туда идет решать интересы бизнеса в своей сфере деятельности. Любой другой ответ будет лукавством".
Петербургским отделением партии "Родина" руководят люди, связанные со СРО "Объединение проектировщиков ТЭК". Председатель Андрей Петров владеет ООО "Лана-М", учредившим СРО, гендиректор "Ланы" Адиля Мамина и директор СРО Павел Волков — в числе соучредителей "Родины". Там же — директор инжиниринговой компании "Доминант-энерджи" Павел Фролов, совладельцем ее является все тот же Петров. Вместе с ними там числится и Вадим Зазимко, член комитета РСПП по энергетической политике и член совета директоров "Гипрорыбфлот".
Интересно, что бизнесмены-политики задумываются и об информационном сопровождении. Так, Андрей Петров владеет сайтом "Агентство новостей Петербурга", а "Спецресурс" — генеральный партнер портала "ОК-информ".
В "Альянсе зеленых" миллиардера (55-е место в списке Forbes) Глеба Фетисова — одной из немногих новых партий, успевших получить некоторую известность — председателем в Петербурге является Игорь Бибилов, гендиректор и совладелец девелоперской компании "Гран-Керам групп". В соучредителях партии, кстати, и два бывших гендиректора "Гран-Керам групп". Они не единственные "акционеры" партии, ими также выступили совладельцы строительной компании DSA group Артем Крюков, Дмитрий Блюмгардт и Сергей Васильев, и Игорь Мамонтов из "Национального союза экспертов".
Некоторые предприниматели организуют партии с названиями, похожими на бренды их компаний. Исполнительный директор группы компаний "Развитие" и владелец ОАО "НПП РКС" Игорь Елисеев, к примеру, руководит петербургским отделением партии "Развитие России", его партнер по бизнесу Павел Петровский — соучредитель партии на федеральном уровне.
"Во-первых, это интересно, это новый вид деятельности, — объясняет Игорь Елисеев. — Если человек успешен, ему становится интересно заниматься организацией жизни людей. Во-вторых, не все упирается в деньги, есть еще самореализация. Мы молодые ребята, нам не хочется зависеть от людей, чьи политические взгляды сложились двадцать лет назад". Он имеет в виду лидеров современных парламентских партий, поэтому Елисеев и товарищи решили не входить в них, а создать свою структуру: "Есть карьеристы, которые перебегают из партии в партию в поисках выгоды, но нам это не надо, — говорит Елисеев. — В принципе, мы разделяем взгляды "Единой России", но выступаем за более современные методы их реализации". У "Развития России" большие планы: открывают общественную приемную, собираются войти в органы местного самоуправления, в перспективе — в ЗакС, а пока ведут консультации, чтобы понять, "как все это работает". Сейчас, по словам Елисеева, траты на партию "приемлемые", участие в выборах потребует куда больше финансов, но здесь, намекает он, есть "обеспеченные партнеры". Которым, правда, нужно сначала понять, что вложения не пропадут зря.
Не все предприниматели так охотно рассказывают о своей партийной жизни, видимо, не привыкнув еще к новой роли: Игорь Бибилов из "Альянса зеленых", например, сказал, что общаться не готов. Он лишь заметил, что политика — это в первую очередь определенный труд, чтобы понять, нужен ли ты во власти, но сам он лично "во власть не рвется".
Практически в каждой партии есть представители бизнеса. Иногда их много, иногда нет. Отделение партии "Города России" учреждал экс-гендиректор полигона "Красный бор" Александр Моисеев (в ЕГРЮЛ он также числится совладельцем компании "Экофо", хотя сам "не припоминает" такой), в партнерах также совладелец компаний "Нерудстрой" и "Нерудстройвыборг" Георгий Бардашев. Моисеев рассказал, что желание пойти в партию было "гражданским порывом": "Встретился с людьми, понял, что их идеи мне нравятся", — несколько туманно поясняет он. Идеи, если коротко, выражаются в формуле "конструктивная оппозиция". "Сначала вас не замечают, потом смеются, потом борются с вами, а потом вы побеждаете", — цитирует Моисеев Махатму Ганди, рассуждая о реальных перспективах партии на выборах.
В соучредители петербургской Партии пенсионеров вошел совладелец компании "ТВЭЛЛ" и гендиректор "ТВЭЛЛ-энерго" Анатолий Савич. В Трудовой партии, куда входят экс-единороссы Игорь Риммер, Олег Сергеев и Аркадий Крамарев — Вадим Шлахтер, владелец НПО "ППТ" (несколько лет назад эта компания, правда, при других руководителях, не без скандала выкупила здания бывшего 55-го метзавода в Петергофе). Председатель филиала Объединенной Аграрно-промышленной партии Игорь Бочаров — совладелец юридической фирмы "Аксиома", в "Защитниках отечества" — член Общественного совета при губернаторе по развитию малого предпринимательства Валерий Рудой. Все это, конечно, не исчерпывающий список бизнесменов в новых партийных структурах — их многие десятки. В процессе участвуют и бывшие депутаты, например, экс-справоросс, гендиректор ЗАО "Метрокон" (дочки "Метростроя") Анатолий Костерев возглавляет теперь филиал Российской партии пенсионеров за справедливость, а бывший глава БФК ЗакСа и сенатор Владимир Барканов вернулся в партию "Зеленые".
Большинство предпринимателей, идущих в политику, судя по всему, не до конца представляют себе, во что ввязываются. Мало кто способен описать программу, обозначить идеологическую составляющую, ответить на вопрос, чьи интересы он собирается защищать. Скорее это напоминает инстинктивное "движение к свету" в надежде вытащить счастливый билет — ведь последние выборы в сентябре показали, что в некоторых случаях новые партии вполне проходили во власть, пусть небольшим представительством. Другое дело, что на днях, подводя итоги кампании, замглавы администрации президента Вячеслав Володин заявил, что "искуственно стимулировать партстроительство в регионах не нужно", потому что в целом система уже сложилась. А уж в Петербурге к фильтрованию участников выборов явно будут подходить с повышенным вниманием. Тем не менее, кто-то в этой лотерее может получить профит. Возможным успешным результатом может быть не только продвижение своего человека во власть, но и, например, оказание услуг на выборах властям в виде технологического спойлерства или обращения в суд против серьезного оппонента или хотя бы просто новые знакомства с чиновниками.
"Может быть, некоторые из бизнесменов совершают ту же ошибку, что и их предшественники в 1990-х годах, которые вкладывались в партии и ничего в результате не поимели, — предполагает политолог Сергей Шелин. — А кому-то, может быть, искренне кажется, что именно таким образом приходят в политику, хотя это не так. Некоторые занимаются этим "по совету" старших товарищей, и тогда это вообще не их ума дело. Это "рисковые сделки", где можно потерять вложения, но есть шанс выиграть крупно, попытки заняться чем-то новым, завязать новые знакомства. Но мне не кажется, что многие из них добьются результата".