"Деловой Петербург". Земля для корабля

Автор фото: Яндолин Роман
Председатель правления Банк "Санкт-Петербург" Александр Савельев.

До 5 млрд рублей, направляемых на развитие судостроения, могут получить структуры, связанные с финансистами Ириной Малышевой, Сергеем Пугачевым и омбудсменом Александром Абросимовым, которым принадлежит земля вокруг Северной верфи.

В 2014 году государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) начнет готовить площадку Северной верфи к переводу на нее производства с Балтийского завода. Первым шагом в этом направлении станет строительство сухого дока стоимостью 14 млрд рублей. Министерство промышленности и торговли РФ уже выделило средства на строительство, пояснил dp.ru источник в отрасли, часть денег пойдет на выкуп земли в окрестностях Северной верфи. Почти вся эта земля и объекты инженерных сетей верфи принадлежат частным собственникам, в числе которых структуры, близкие к банкирам Александру Савельеву и Сергею Пугачеву. Они смогут выручить от продажи имущества, по оценкам экспертов, до 5 млрд рублей, или около 30% стоимости всего проекта.
Высвободившиеся территории Балтийского завода (около 60 га) можно будет продать под жилую застройку. Стратегия пока еще обсуждается на совете директоров ОСК, но судостроители не сомневаются, что к ноябрю этого года документ будет принят.

Воссоединение верфи

Единственный российский поставщик надводных кораблей (корветов и фрегатов) Военно–морскому флоту РФ — ОАО "СЗ "Северная верфь" в ходе приватизации было разделено на множество юридических лиц, каждому из которых достался определенный цех и земля под ним.
На данный момент значительная часть имущества верфи принадлежит физическим и юридическим лицам, аффилированным с опальным олигархом Сергеем Пугачевым, который до середины прошлого года владел контрольным пакетом акций ОАО "Северная верфь".
Сейчас его связывают с судозаводом разрозненные компании: ОАО "Эфес–СВ", ООО "Нева–СВ", ОАО "Инструмент–СВ", ОАО "Машиностроение–СВ", ОАО "Мебельная фабрика СВ", которые контролируются аффилированными с Пугачевым лицами. Этим фирмам принадлежат все инженерные сети верфи, инструментальный и машиностроительный цеха, мебельная фабрика.
По мнению участников рынка, ОСК не хватит выделяемых из федерального бюджета средств на строительство дока и выкуп всех активов судозавода, связанных с Сергеем Пугачевым, поэтому, скорее всего, будут приобретаться только стратегически важные для нормального функционирования завода активы. "Без выкупа инженерных сетей планировать строительство дока весьма рискованно, если не бессмысленно", — говорит источник dp.ru в отрасли.
Согласно предварительному проекту, сухой док займет около 2 га земли, принадлежащих стивидорной компании "Коммерческий центр, транспорт и лес" (КЦТЛ) петербургского омбудсмена Александра Абросимова, и почти всю территорию ООО "Балтийская топливная компания" (БТК), осуществляющего на причалах Северной верфи перевалку и хранение нефтепродуктов, а также бункеровку судов.
Среди аффилированных с БТК лиц в базе "СПАРК" можно обнаружить Михаила Смирнова, экс–руководителя дирекции по корпоративным вопросам банка "Санкт–Петербург", а также Владимира Константиновича и Игоря Владимировича Малышевых. Двое последних, по одной из версий, родственники Ирины Малышевой, вице–президента банка "Санкт–Петербург", основным акционером которого является Александр Савельев.
На запрос dp.ru в банке не ответили, в устной же форме его пресс–служба сообщила, что БТК не связана с кредитной организацией.

Давняя история

Участок площадью 7,3 га, принадлежащий БТК, полностью пойдет под сухой док и может стать самым дорогим приобретением ОСК в процессе модернизации верфи.
До октября 2012 года эта земля и причалы числились за ООО "Западный терминал". Терминал был самым ценным активом владельца "Осло Марин Групп" (ОМГ) Виталия Архангельского. В свое время он передал имущество терминала, оцененное консалтинговой компании GVA Sawyer в 6 млрд рублей, в залог банку "Санкт–Петербург". В 2009 году, не рассчитавшись по кредитам (бизнесмен задолжал банку около 4 млрд рублей), Виталий Архангельский уступил контроль над терминалом аффилированной с финансовым институтом структуре. Затем терминал еще несколько раз менял собственников, пока в октябре 2012 года на аукционе Росимущества связанное с БТК ООО "Контур" не приобрело причалы и примыкающую к ним землю за 675 млн рублей.
Не последнюю роль в истории с разделом активов Виталия Архангельского сыграл экс–глава ГУВД по Петербургу и Ленобласти Владислав Пиотровский. При нем началось уголовное преследование Виталия Архангельского, в результате которого предпринимателю пришлось просить политического убежища во Франции, а в начале этого года Пиотровский стал советником по экономической безопасности генерального директора БТК.

Национализация

"Продавать задешево терминал собственники не станут. Примерно год назад причалы БТК за 4 – 5 млрдрублей хотели приобрести российские нефтетрейдеры, но сделка не состоялась — цена не устроила продавца", — сообщил один из участников рынка на условиях анонимности.
По словам генерального директора БТК Станислава Корнеева, сейчас имущество терминала оценивается в 800 – 900 млн рублей, а в перспективе компания планирует вложить в модернизацию около 1 млрд рублей.
Правда, не очень понятно, зачем инвестировать в актив, который вскоре может быть перепрофилирован. "Я давно слышу о планах построить сухой док — примерно лет десять уже, но пока дальше слов дело не идет. Переговоров с нами о продаже имущества никто не ведет", — говорит Станислав Корнеев.
Действительно, еще в 2007 году Объединенная промышленная корпорация (ОПК) Сергея Пугачева заявляла о планах вложить 13 млрд рублей в модернизацию судозавода — в строительство новых доков и реконструкцию существующих мощностей. Однако вскоре его финансово–промышленная империя рухнула, а принадлежащие ОПК акции Северной верфи и Балтийского завода остались в залоге у Банка России, который продал их через аукцион ОСК в конце 2012 года.
Теперь благодаря грандиозным планам ОСК по модернизации судостроения у структур, аффилированных с Сергеем Пугачевым и Александром Савельевым, появляется возможность обналичить имущество стратегически важной для государства верфи.