Рост вне всяких сомнений

Конкурентный рынок гипсокартона наращивает мощности. Действующие компании продолжают увеличивать объемы выпуска, за ними по следам идут новые компании, запускающие свои заводы в России.

Емкость петербургского рынка гипсокартона оценивается в 27 млн м2, что составляет 8–10% общероссийского рынка. Такие данные приводит компания "Сен–Гобен".
Рынок, наполненный продукцией как отечественных, так и зарубежных компаний, отличается высокой конкуренцией. При этом вся продукция по цене и характеристикам находится примерно на одном уровне. Для потребителя листы гипсокартона разных производителей отличаются лишь брендом, от которого напрямую и зависит объем продаж продукции.

Дальше — больше

Гипсокартон занимает сильные позиции на рынке благодаря своим свойствам: это легковозводимый экологичный материал, который позволяет создавать любую геометрию стен.
"В том, что рынок будет расти, можно не сомневаться, например, с 2009 по 2012 год его динамика составила более 40%. Россия будет ориентироваться на Европу, где потребление гипсокартона составляет, например, в Финляндии более 4 м2 на душу населения, в Англии — свыше 3 м2, а в Польше — около 2 м2", — рассказывает Юрий Ковтун, директор по продажам и маркетингу подразделения "Гипс" ООО "Сен–Гобен Строительная Продукция Рус".
"Аналогичный российский показатель в 2012 году, по данным аналитиков рынка, достиг около 2 м2, и это прогресс, потому что в 1993 году, когда компания Knauf пришла на российский рынок, эта цифра была всего–то 0,1 м2", — говорит Алексей Зимин, начальник управления центрального маркетинга и сбыта группы "КНАУФ СНГ".
А вот коммерческий директор ООО "СТД "Петрович" Владимир Самохвалов о росте рынка гипсокартона говорит с осторожностью: он зависим от темпов строительства, а они нестабильны. Кроме того, степень насыщенности гипсокартоном уже сравнительно высока. По этим и другим причинам темпы роста рынка могут несколько снизиться, так, на Северо–Западе в 2013 году они составили примерно 5%.

Гонка за лидером

Производственные компании продолжают наращивать производственные мощности. Так, в конце прошлого года в Саранске заработал завод ООО "Магма", который среди прочего выпускает гипсокартон (проектная мощность — 30 млн м2 в год). В Казани ООО "Аракчинский гипс" в 2012 году ввело в эксплуатацию новую производственную линию, которая в перспективе позволит нарастить мощности по выпуску гипсокартона с 5 млн до 20 млн м2 в год. Летом этого года там же, в Татарстане, ООО "СП "Фоника" запустило завод, способный выпускать до 15 млн м2 гипсокартона в год.
Безусловным лидером на Северо–Западе остается Knauf. Доля этого производителя оценивается на уровне 80%. Российская компания "ВОЛМА" (Волгоград) — вторая по мощности и занимает 10 – 12% российского рынка.
Компания "Сен–Гобен" (торговая марка "ГКЛ Gyproc") востребована чуть меньше, хотя на российском рынке присутствует давно. Наверстать упущенное собираются в самое ближайшее время: в 2013 году компания построила и запустила завод проектной мощностью 30 млн м2 гипсокартонного листа в год в Нижегородской области. Продукция будет поставляться в том числе и на рынок Северо–Запада.
Компания "ВОЛМА" открыла в июне 2013 года в северной столице собственный центр продаж, рассчитанный на весь Северо–Западный регион.

Новые продукты

Компания Knauf собирается увеличить продажи как за счет расширения производства традиционных для российского рынка продуктов, так и запуская новые.
"Наш производственный потенциал позволяет это сделать, к тому же мы открываем новые производства, развиваем систему сбыта в регионах. В Тульской области 18 сентября открывается новый завод по производству сухих смесей на гипсовой основе. В этом году мы планируем вывести на рынок новый тип гипсокартонной плиты и новые виды сухих строительных смесей, ранее здесь не представленные", — сообщает Алексей Зимин.
Среди факторов, определяющих дальнейшее развитие рынка гипсокартона, — популяризация применения этого материала как продукта, а также увеличение объемов сдающегося жилья уже с готовой отделкой и увеличение доли коммерческой и деловой недвижимости в общем объеме строительства.
"В самой ближайшей перспективе рынок будет предъявлять к производителю самые жесткие требования: высокий ценовой вход, способность работать на конкурентном и насыщенном рынке, высокое качество продукции и регулярность поставок, наличие высококвалифицированных специалистов", — делится своим мнением о тенденциях рынка директор по маркетингу корпорации "ВОЛМА" Александр Никулин.
Конкуренция на российском рынке гипсокартона растет, в течение последних нескольких лет почти каждый год открывается новое производство гипсокартона. У российского потребителя появляется больший выбор, но, к сожалению, подавляющая часть производимого в России гипсокартона не соответствует европейскому уровню качества. Помимо этого почти никто из вновь пришедших на рынок производителей не предлагает системных решений или инновационных продуктов. Поэтому, несмотря на усиление конкуренции, мало что меняется для потребителя, которому нужен высококачественный продукт, а количество таких растет с каждый годом.
Николай Троицкий
директор гипсового подразделения компании "Сен–Гобен Строительная Продукция Рус"