"Деловой Петербург". Эффект Сноудена

Автор фото: globallookpress

Журналист dp.ru Григорий Нехорошев - о последствиях разоблачений бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности США Эдварда Сноудена. Единица измерений - $1 млрд.

Разоблачения бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности США Эдварда Сноудена про программу "разведки электронных данных PRISM" тяжело ударили по компьютерной индустрии Америки. Только в июле 10% иностранных клиентов отказались пользоваться серверами на территории США для хранения своих электронных баз данных и обработки информации, и компьютерный бизнес уже потерял более $1 млрд.
В ближайшие 3 года компьютерная индустрия США понесет из–за разоблачений Сноудена гигантские убытки: при благоприятном развитии событий — $22 млрд, при неблагоприятном — $35 млрд, говорится в докладе Вашингтонского фонда информационных технологий и инноваций (ITIF).
Автор доклада Даниэль Кастро сказал агентству Франс Пресс, что утрата доверия клиентов к компьютерной индустрии США может привести к принятию протекционистских барьеров со стороны правительств многих стран мира. Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес уже призвал руководителей ЕС развивать собственную индустрию хранения электронной информации в так называемых компьютерных облаках. По его словам, сейчас 95% электронной информации обслуживается серверами, расположенными в США. "Последние месяцы еще раз доказали, насколько важно для Европы иметь собственные компьютерные облака, управляемые строго под европейской юрисдикцией", — заявил Ильвес.
В следующем году американцы планировали заработать $64,5 млрд чистой прибыли за пределами США. Но сейчас уже понятно, что их прибыль из–за Сноудена уменьшится на $3,8 млрд.
Но многие аналитики рынка электронных услуг прогнозируют для компьютерщиков США еще более серьезные потери. Они указывают, что потеря доверия клиентов к Америке может привести к снижению прибылей компаний, занимающихся электронной почтой и поисковыми запросами в Сети. Аналитик компании Forrester Research, которая предоставляет услуги по анализу рынка новых технологий, Джеймс Стейтен считает, что вместе с иностранными клиентами и некоторые американские фирмы могут начать пользоваться серверами за пределами США: "Сложите все это вместе, и вы получите общие потери провайдеров в объеме порядка $180 млрд к 2016 году".
На днях руководители шести крупнейших лоббистских групп высокотехнологической индустрии США направили Бараку Обаме письмо с просьбой сделать шаги к более открытому обсуждению возникших проблем. Компьютерщики хотят заставить правительство США открыть для общественности принципы и методы, по которым спецслужбы собирают и используют электронную информацию. "Это сможет помочь в восстановлении доверия как в стране, так и в мире", — говорится в письме лоббистов электронной индустрии.
Повлияет ли все это на отечественный рынок? Могут ли российские компании перехватить часть клиентов, например из дружественных нам стран, арабских или из Юго–Восточной Азии? Мнение по этому поводу высказал Вадим Осокин из компании "ИТЕРАНЕТ": "Дружественные страны и так используют американские IT–услуги весьма ограниченно. Практически всегда вопрос выбора поставщика виртуальных сервисов представляет собой вопрос доверия спецслужбам конкретной страны. И Сноуден лишь развеял иллюзии, существовавшие в головах обывателей по поводу соблюдения прав человека в так называемых цивилизованных странах. Цифра в 10% клиентов, которые уже отказались от услуг американцев, видимо, и соответствует количеству иностранных клиентов американских компаний, имевших такие иллюзии. Приток клиентов, отказывающихся от услуг американских провайдеров, безусловно, мог бы придать российскому рынку облаков хороший импульс. Но, к сожалению, нельзя сказать, что нашим поставщикам виртуальных сервисов доверяют за рубежом. Причин здесь много — например, большое количество мошеннических сайтов и бот–сетей в российском Интернете. Отсюда страдает доверие к любым виртуальным ресурсам, размещенным у нас, а случаи, когда в России из неизвестных источников всплывает переписка по электронной почте двух частных лиц или запись их телефонных переговоров, лишь усиливают этот эффект".