Индекс, отражающий деловую ситуацию в обрабатывающих отраслях России в июле впервые за долгое время оказался ниже 50 баллов. Однако разговоры о рецессии пока преждевременны – эксперты предлагают подождать результатов хотя бы еще нескольких месяцев.
Индекс PMI для обрабатывающих отраслей, отражающий деловую ситуацию в этом секторе российской экономики, в июле упал ниже 50 баллов. По СМИ тут же пронеслась волна паники — мол, это уже официальная рецессия, а снижение индекса в одном месяце определенно предвещает кризис буквально в ближайшие месяцы. Однако эксперты предлагают считать цыплят все же по осени.
В июне данные по индексу PMI были вполне обнадеживающими — он составил 51,6 балла, то есть продолжил тенденцию роста последних 20 месяцев. Возможно, именно поэтому внезапное падение показателя ниже ключевой отметки в 50 баллов до 49,2 балла (минимум с декабря 2009 года) в июле стало для экономистов настолько неприятным сюрпризом, что даже заставило говорить о рецессии.
Данные по индексу опубликованы в отчете Markit для HSBC. Специалисты компании отмечают, что к снижению показателя привела бедственная ситуация в новых заказах, которой производители обязаны в основном ослаблению внутреннего спроса. Экспортные же заказы, напротив, за июль росли максимальными за 14 последних месяцев темпами. Вслед за объемом новых заказов впервые за 4 года сократились и объемы производства.
Многие экономисты всерьез обеспокоились из-за полученных данных, но в то же время отмечают, что в данной ситуации у обрабатывающей отрасли есть множество позитивных факторов, которые могут сыграть на руку и вновь привести к росту показателя.
"Во-первых, в качестве основного «слабого звена» в июле выступили производители промежуточных товаров, в то время как производители потребительских и инвестиционных товаров увидели продолжение роста спроса. Это может поддержать спрос на промежуточные товары в ближайшие недели. Во-вторых, вероятный богатый урожай в этом году должен дать толчок пищевой промышленности, в то время как спрос на экспорт (если он будет продолжаться) должен привести к усилению внутреннего спроса через внутристрановые производственные цепочки. Наконец, ослабление инфляции должно способствовать поддержанию роста доходов, роста частного потребления и роста производства в смежных отраслях", — считает Александр Морозов, главный экономист Банка HSBC по России и странам СНГ.
Эксперты предлагают пока повременить с выводами — для того, чтобы говорить о рецессии, необходимо дождаться результатов хотя бы за несколько месяцев. А то, что у производственного сектора в России определенные проблемы — и так было ясно.
"Статистика замедления роста и даже спада в промпроизводстве уже фиксировалась в прошлых месяцах. Markit фиксируют ухудшение ситуации, которое и так уже не раз было отмечено. Что касается июльских данных по PMI, то на их основании нельзя делать выводов — возможно, это разовое явление, необходимо проанализировать данные хотя бы за несколько будущих месяцев, чтобы разобраться — тенденция это или единичный факт сокращения", — отмечает Александр Батушанский, глава КГ "Решение".
Аналитики также отмечают, что если говорить о ситуации во всей российской экономике, практически идентичной и обстоятельствам обрабатывающего сектора, то наличие рецессии зависит от методов подсчета.
"Есть два способа оценки изменений в экономике. Первая система — это когда она растет, сокращается или пребывает в стагнации. И вторая — это когда специалисты смотрят на естественный для экономики этой страны ежегодный уровень роста и от него уже отмеряют. Для России это 2–3%, даже, возможно, 3–4%. Сейчас российская экономика находится очевидно ниже этих темпов, и обрабатывающая промышленность сейчас в той же ситуации. Но когда Евросоюз решит свои проблемы — наша ситуация улучшится", — поясняет Михаил Королюк, начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК "Солид".