Глава СКР Александр Бастрыкин неожиданно вмешался в тянущийся много лет конфликт вокруг Сиверского леса и потребовал от следователей Ленобласти прекратить "волокиту". Защитники леса восприняли новость со сдержанным оптимизмом. Впрочем, не исключено, что лес — лишь повод для претензий, за которым стоит политика.
На сайте Следственного комитета РФ появилось заявление Александра Бастрыкина о Сиверском лесе, расположенном в Гатчинском районе Ленинградской области. Бастрыкин пообещал "принять жесткие меры к руководству следственного управления по Ленинградской области в связи с волокитой, допущенной при проведении проверки законности продажи участка Сиверского леса".
Через полторы недели, 9 августа, шеф СКР приедет в Ленобласть разбираться в ситуации и "готов лично выслушать защитников Сиверского леса".
Сиверский лес — одна из "горячих точек" Ленобласти, конфликт вокруг него длится уже несколько лет. Вкратце суть такова, что на землях бывшего дома отдыха "Лесное" одноименное ООО собирается осуществлять коттеджную застройку, распродавая землю по участкам. Кусок леса в 30 га когда-то был в аренде у базы отдыха, а затем переведен из Гослесфонда в земли поселкового совета, в 2005 году земли переведены в статус "под ИЖС" и проданы ООО "Лесное". Активисты доказывают, что перевод был осуществлен незаконно, чиновники проводят непрекращающиеся проверки, ничем не заканчивающиеся. В принципе, в правительстве Ленобласти признавали, что вырубка деревьев на месте будущего строительства велась незаконно. Рабочая группа, созданная губернатором Александром Дрозденко, обнаружила нарушения в процессе приватизации и перепродажи земель и направила их в прокуратуру.
Активисты продолжали ходить по инстанциям. Они обращались в прокуратуру, где, по словам активистки Екатерины Константиновой, скопилось уже более десяти томов документов, та направляла обращения следователям, но не прикладывая материалов, в следственном управлении письма терялись, рассказывают эко-защитники, и при имитации бурной деятельности фактически результатов не было. ТУ Росимущества тем временем вело вялотекущий процесс в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти, а активисты из группы "Защитим Сиверский лес" проводили пикеты у здания правительства Ленобласти, демонтировали заборы и не пускали на стройплощадку технику. Три недели назад на месте событий произошла потасовка активистов и охранников, в ходе которой защитники леса получили травмы. Но Гатчинская прокуратура возбудила дело в отношении самих экологов.
Областные следователи отреагировали на угрозы Бастрыкина незамедлительно: уже на 31 июля назначена встреча руководителя следственного отдела по Гатчине с представителями группы "Защитим Сиверский лес". Активистам "предложено представить имеющийся пакет документов" для завершения доследственной проверки законности переоформления и продажи участка. "Мы признательны Бастрыкину за его реакцию, — говорит Константинова. — В органах исполнительной власти мы видели отсутствие интереса к делу".
Само по себе неожиданное привлечение внимания Александра Бастрыкина к проблеме Сиверского леса выглядит странным. Много лет следователям не было дела до этого не самого крупного конфликта, тем более не совсем понятно, чем вызван внезапный интерес федерального руководства. Вполне возможно, дело не в самом лесе, а в политике — Сиверский лес расположен в Гатчинском районе, который в Госдуме представляет спикер Сергей Нарышкин, а продавал лес в 2005 году близкий к нему Александр Худилайнен, тогда возглавлявший район, затем бывший депутатом и спикером ЗакСа, кандидатом в губернаторы, а ныне работающий главой Карелии. В Гатчине у Нарышкина сохранились кадры и интересы, и интерес к лесу может быть признаком политической борьбы.
С другой стороны, Бастрыкин в своем заявлении упомянул не только Сиверский лес, но и нашумевшее дело главы Токсово Леонида Колесника, который обвиняется в мошенничестве, но меру пресечения ему недавно изменили с ареста на подписку о невыезде. По этому поводу Бастрыкин "потребовал объяснений" от главы СУ СКР по Ленобласти Владимира Лоскутова. Во время визита он собрался выслушивать не только защитников леса, но и "всех граждан по конкретным проблемам, в том числе связанным с решениями, принимаемыми в следственном управлении по Ленинградской области". Что звучит как явный намек на недовольство работой подчиненного.
Надо сказать, что Владимир Лоскутов в середине нулевых получил известность как следователь, ведший крупное дело о контрабанде через мебельные центры "Три кита" и "Гранд". Причем назначен на должность главы следственной группы он был распоряжением Владимира Путина и считался его креатурой. Лоскутова прочили в заместители Бастрыкина, когда создавался Следственный комитет, но Бастрыкин, по свидетельству источников, относился к нему негативно и не допустил этого. Лоскутова отстранили от дела (по версии депутата Александра Хинштейна, по указанию Бастрыкина, с тем, чтобы замять дело и не называть фамилий покровителей контрабандистов), а после назначили в Ленобласть. Не исключено, что теперь Александр Бастрыкин нашел поводы для предъявления новых претензий "старому знакомому".