Российские банки пожаловались на недостаток инвестиционных монет. Банкиры и рады бы использовать в этих целях иностранные монеты, коли уж ЦБ не удовлетворяет их интересов, но российские законы такой возможности не предусматривают.
Банкам России не хватает инвестиционных монет из драгоценных металлов, а Банк России не спешит удовлетворять их потребности. У финансовых организаций возник настолько острый дефицит, что они уже согласны на использование иностранных инвестмонет, только вот в российском законодательстве такая возможность вообще не упомянута. В связи с этим Ассоциация российских банков опубликовала письмо к ЦБ с просьбой если уж не увеличить выпуск своих монет, то хотя бы разъяснить правила использования иностранных.
"Кредитные организации выражают обеспокоенность отсутствием на российском рынке инвестиционных монет Банка России (например, золотой и серебряной монеты "Георгий Победоносец"). Анонсированный Банком России тираж золотых монет "Георгий Победоносец" в количестве 500 тыс. штук в настоящий момент в территориальных учреждениях Банка России отсутствует. Монетная программа Сочи-2014 (инвестиционные и памятные монеты) в полном объеме находится у Сбербанка России, памятные монеты отпускаются в очень ограниченном, штучном порядке", — сетуют в письме банкиры.
Но российские банки не отчаиваются — есть же еще иностранные инвестиционные монеты, на которые на "безрыбье" они и обратили внимание. В письме упомянута возможность освоить рынок монет из драгоценных металлов таких экзотических стран как Камерун, Ниуэ, острова Конго, Соломоновы острова, Виргинские острова, Токелау, острова Кука и так далее.
Единственная сложность — в отсутствии каких-либо упоминаний об использовании заморских инвестмонет в российских законах. Дело в том, что если монета является в родной стране законным средством платежа, то в соответствии с законом "О валютном регулировании и валютном контроле" они являются валютной ценностью и их использование для валютных операций прописано в этом же законе. Однако об указанных монетах, используемых в качестве инвестиционного актива, в законе не сказано ни слова.
Нет ни запрета на покупку или продажу этих монет в России, ни официальной информации ЦБ о них, ни нормативных актов, которые бы регулировали порядок работы с подобными активами. В АРБ отмечают, что подобные монеты чаще всего покупаются уже на вторичном рынке, то есть выяснять, являются ли они средством платежа, приходится путем изучения сайтов иностранных Центробанков или нумизматических изданий.
Есть и совсем тяжелые случаи — когда Центробанк, выпустивший монеты, и вовсе не обеспечивает их сертификатом, проясняющим этот вопрос. Тогда для установления истины не остается иного пути кроме интернета. АРБ уже ощутимо утомлена подобными сложностями, и в письме Гарегин Тосунян, глава Ассоциации, просит российский Центробанк прояснить, как банкирам следует работать с иностранными инвестиционными монетами.
Специалисты отдельных банков подтверждают, что вопрос инвестмонет из драгоценных металлов — крайне болезненный для банковской сферы. Монет российского ЦБ не сыщешь днем с огнем, что негативно сказывается на цене подобных активов.
"В свободном доступе монет ЦБ нет уже второй год. Действительно — сейчас в этом секторе наблюдается острый дефицит, так как интерес к инвестированию в золото в его физическом выражении определенно есть. Премия ЦБ на инвестмонеты составляет 7%, соответственно до конечного покупателя они в коммерческих банках доходят с премией около 10%. Однако в этом году премия на инвестмонеты иногда даже превышала стоимость золота в слитках, это какие-то безумные цены, так что логично, что банки начали обращаться к иностранным активам", — негодует Ирина Лозинская, начальник отдела операций с драгоценными металлами АКБ "Ланта-банк".