"Деловой Петербург". Перепродать чужой бизнес

Автор фото: Беликов Валентин

Алексей Верютин (30 лет) основал компанию по продаже и финансированию бизнеса Macro Business. Эксперты уверяют, что спрос на подобных консультантов растет.

Собственный бизнес Алексей Верютин начал с создания интернет–магазина portFormula, на котором заработал около 500 тыс. рублей. Затем в 2010 году основал интернет–магазин зоотоваров, который впоследствии перерос в зоомагазин "Четыре питомца" в Красногвардейском районе. С начальным капиталом 150 тыс. рублей магазин вышел на окупаемость уже на второй месяц.
За год ведения этого бизнеса Алексею удалось заработать около 3,5 млн рублей, часть которых была потрачена на покупку нового мотоцикла — настоящую страсть предпринимателя. При этом предприниматель принципиально не использует стартовый капитал для новых проектов: если вкладывать средства в стартап, неизвестно, будет ли он впоследствии работать без денег, уверен Алексей.

Брокер без комиссий

Идея создания компании Macro Business пришла Алексею Верютину в 2011 году, когда он занимался продажей своего зоомагазина. "К нам тогда поступило предложение от бизнес–брокера продать компанию за 3 млн рублей, — рассказывает Алексей, — и я понял, что они необоснованно повышают цену, чтобы заработать на проценте. После этого я решил создать компанию по покупке и продаже бизнеса без комиссии".
В итоге Macro Business стал зарабатывать на проценте не от продаж, а от прибыльности бизнеса после его продажи. "Мы либо входим в состав учредителей проданной компании, либо подписываем договор на маркетинговое обслуживание", — поясняет он.
Большая часть прибыли, полученной с первой же сделки, — около 400 тыс. рублей — была потрачена на создание сайта. Аренда и ремонт помещения на Казанской ул., 7, обошлись в 180 тыс. рублей.
Сегодня годовой оборот компании составляет около 80 млн рублей.
В Петербурге покупкой и продажей бизнеса занимаются около 20 специализированных брокерских компаний. Объем рынка в 2012 году составил около 600 млн рублей.
"В городе ежемесячно продается около 10 малых компаний. Но я думаю, что при желании можно продавать около 20 – 30 бизнесов в месяц, — отмечает Алексей. — Но я не могу сказать, что на этом можно много заработать. В основном продаются малоприбыльные мелкие интернет–магазины". Алексей Верютин сомневается, что бизнес будет длительное время прибыльным, и уже ищет новые сферы для приложения сил.

Сэкономить время

Дмитрий Мутовкин, гендиректор компании по продаже, созданию и покупке готового бизнеса "Куб", наоборот, уверен в том, что данный сегмент рынка всегда будет востребован: "Всегда будут люди, которые покупают и продают, и, соответственно, всегда будет место для тех, кто должен профессионально организовать пространство между ними".
Андрей Олейник, гендиректор петербургского представительства компании "Банк готового бизнеса", также говорит о росте рынка, отмечая, что в последние годы все больше собственников прибегают к услугам подобных консультантов.
"В Петербурге продается около 100 малых бизнесов в месяц. Люди уже привыкли доверять свои средства компаниям — профессионалам в сфере продажи действующего бизнеса, понимая, что мы можем значительно снизить риски, сэкономить время и приумножить их капитал", — объясняет ситуацию гендиректор Северо–Западного центра консалтинга и продажи бизнеса Егор Падалкин.