"Деловой Петербург". Подорожный платеж

Автор фото: Свистунова Валентина

Правительство назначило плату за проезд большегрузов по федеральным дорогам: грузовики массой более 12 тонн заплатят 3,5 рубля за километр. Компанию, которая будет взимать этот сбор, выберут в июле.

В середине июня правительство РФ определило стоимость проезда по федеральным дорогам грузовиков массой более 12 т — 3,5 рубля за 1 км. Плательщики — владельцы большегрузов, по расчетам чиновников, ежегодно будут пополнять федеральный бюджет как минимум на 50 млрд рублей. Начать сбор средств, в соответствии с ФЗ 257 "Об автомобильных дорогах" от 2007 года, планируется в ноябре 2014 года. К этому моменту должна быть создана федеральная электронная система приема платежей стоимостью 89,9 млрд рублей. Она будет включать, в частности, бортовые устройства учета расстояния, пройденного грузовиком по федеральной дороге (устанавливается на грузовики бесплатно). Эта система будет автоматически списывать средства со счета автоперевозчика за каждый километр пробега по федеральной трассе.

В частные руки

В июле правительство РФ объявит конкурс на создание и обслуживание электронной системы. Одно из требований к участникам конкурса — наличие лицензии ФСБ на обработку информации. Однако таких фирм очень мало, и они не в состоянии делать крупные инвестиции. "В конкурсе будут участвовать консорциумы и объединения. Сейчас мы ведем переговоры с отдельными заинтересованными в проекте организациями — это "ВТБ–Капитал", Газпромбанк", — говорит руководитель федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт. С победителем заключат концессионный договор на 13 лет. Он должен будет вложить примерно 26 млрд рублей в создание системы и ежегодно тратить на ее эксплуатацию примерно 5 млрд рублей. В свою очередь, концедент (государство) будет выплачивать концессионеру не более 11,2 млрд рублей в год. То есть рентабельность для концессионера составит 38%.
Доход федерального бюджета за 13 лет составит примерно 650 млрд рублей. Из них примерно 22% государство выплатит концессионеру, а остальные средства направит на ремонт федеральных дорог. "Задача проекта — обеспечить сохранность и качество дорог. Воздействие одного грузового автомобиля свыше 12 т на дорожное покрытие сопоставимо с воздействием 50 тыс. легковых автомобилей", — поясняет Роман Старовойт.

Прибыль падает

По разным оценкам, введение платы для "тяжеловесов" увеличит затраты автопредприятий на 3 – 8%. Например, сбор с 20–тонной фуры, перевозящей груз из Петербурга в Москву, составит 2,5 тыс. рублей, или 7,7% от среднего тарифа. Переложить дополнительные затраты на плечи грузоотправителей перевозчикам вряд ли удастся. "У нас достаточно высокая конкуренция. К тому же на рынке работает достаточно много нелегальных перевозчиков, которые экономят на всем: не платят налоги, покупают дешевые страховки. Так что повысить тарифы невозможно", — отмечает Валерий Волков, гендиректор Невско–Балтийской транспортной компании. По расчетам чиновников, новый "дорожный налог" снизит прибыльность бизнеса грузоперевозчиков не более чем на 0,5%.
При этом правительство не планирует снижать фискальное бремя. "С тяжеловесных грузовиков уже взимается плата за вред, причиняемый дорогам из–за повышенной нагрузки на ось", — отмечает руководитель регионального филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александр Дацюк. По его мнению, дополнительный сбор поставит российских перевозчиков в неравное конкурентное положение с иностранными компаниями, так как ни германские, ни польские перевозчики не будут платить за проезд по российским дорогам. "Зато европейские перевозчики платят у себя в пересчете на наши деньги по 8 рублей с 1 км за пробег тяжелого грузовика", — парирует Роман Старовойт.

Плата со всех дорог

Председатель совета директоров "Совавто–С. Петербург" Вячеслав Лазарян полагает, что реальные финансовые последствия для перевозчиков будут зависеть в том числе от наличия объездных дорог — проезд по шоссе регионального и местного значения останется бесплатным. Но это пока. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко уже предложил ввести "налог для тяжеловесов" на областных трассах, дабы предупредить уклонение перевозчиков от использования платных федеральных дорог.
По словам Романа Старовойта, вопрос введения платы за проезд по региональным дорогам обсуждается и, возможно, она будет введена.