"Деловой Петербург". Чем объяснить любовь к планшетам и смартфонам

Автор фото: Trend/Андрей Федоров

 Глава ГК "Связной" Майкл Тач - о рынке электронной техники в России

Рынок электроники я считаю одним из самых интересных в России. Именно он демонстрирует, с какой скоростью сегодня развиваются новые технологии и как жестко конкурируют друг с другом производители. С одной стороны, рост рынка электроники в России постепенно замедляется. Если в 2010 году он вырос на 26%, то в 2012 — всего на 8%, и темпы роста в ближайшие 1 – 2 года не будут выше. Однако, с другой стороны, внутри этого рынка постоянно можно наблюдать появление новых категорий товаров. Их продажи растут в разы быстрее, новая техника не просто заменяет собой устройства предыдущих поколений, но объединяет в себе функции нескольких гаджетов. Так, например, стационарные компьютеры несколько лет подряд активно замещались ноутбуками: продажи последних по итогам 2012 года выросли на 20%.
В2013 году, однако, стало очевидным снижение популярности ноутбуков. В I квартале рост продаж составил всего 1%, что можно назвать стагнацией. Причина в том, что ноутбуки замещаются планшетными компьютерами. Продажи последних в 2012 году выросли на 288% к предыдущему периоду. В I квартале 2013 года рост чуть замедлился, но темпы тем не менее впечатляют — 262%. Если год назад родители покупали школьнику ноутбук, то сегодня планшет удобнее и доступнее: бюджетный вариант обойдется всего в 3 тыс. рублей. Появились и корпоративные решения на базе планшетных компьютеров. Вряд ли они подойдут для студии креативного дизайна, но для менеджеров среднего и высшего звена любой компании планшет — отличное решение: он позволяет просматривать любые отчеты и файлы, работать с почтой и быть на связи в любой точке мира. Логично, что еще более активно планшетными компьютерами вытесняются с рынка нетбуки.
Все это стимулирует продажи sim–карт для использования в модемах и планшетах. В "Связном" весной 2013 года объем продаж таких подключений увеличился на 30 – 40% по сравнению с 2012 годом. В то же время количество приобретаемых в стране sim–карт для голосовых услуг уменьшается.
ВI квартале 2013 года в России также впервые снизился объем продаж мобильных телефонов в натуральном выражении, на 6%, в то же время он вырос в деньгах, на 15%. В разных федеральных округах этот тренд варьируется (где–то рынок в штуках не падал), однако он общий для всех крупных городов. Дело в том, что сегодня уже 41% пользователей предпочитают смартфоны. Их стоимость выше, чем у обычных мобильных, — отсюда рост рынка в деньгах, а срок их жизни дольше, теперь телефон можно менять реже — отсюда снижение продаж в штуках. Пристрастие к смартфонам объясняется просто: они объединяют в себе функции нескольких устройств (телефон, фотокамера, выход в Интернет), а по стоимости более чем доступны: дешевый смартфон можно купить уже за 2 тыс. рублей, раньше столько стоил обычный телефон. Этот тренд, безусловно, будет развиваться, а к 2016 году 95% телефонов, продаваемых в мире, будут смартфонами. Если, конечно, производители к тому моменту не представят новое устройство, которое заменит нам одновременно телефон, планшет, камеру и, может быть, даже ключ от автомобиля.