Дмитрий Бардачев news@dp.ru Все статьи автора
27 мая 2013, 05:11 260

Устойчивые краски

Небольшое, на 0,8%, сокращение объема рынка ЛКМ в 2012 г., по прогнозам экспертов, в 2013 г. компенсируется ростом на 9%.

По данным исследования агентства DISCOVERY Research Group, в 2012 г. объем рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ) в России в натуральном выражении сократился на 0,8% (до 1,3 млн т), но в стоимостном выражении увеличился на 6% (до 173,2 млрд рублей) относительно показателей 2011 г. По данным аналитиков журнала "Хим–Эксперт", около 72,2% рынка пришлось на долю декоративных красок. Основными игроками в сегменте декоративных ЛКМ в настоящий момент считаются финский концерн Tikkurila с долей 18% и российский производитель "Эмпилс" с 6%. Также в пятерку лидеров входят компании "Лакра Синтез", "Декарт", ABC Farben.

Под копирку

Участники рынка говорят, что петербургский рынок ЛКМ отражает ситуацию в отрасли в целом. По оценкам коммерческого директора группы компаний "МИЦАР" Ивана Литвинова, на долю Петербурга приходится около 25 – 30% общего объема рынка в стране, что соответствует примерно 230 – 260 тыс. т продукции. Рост рынка в стоимостном выражении эксперт объясняет смещением предпочтений потребителей к более технологичным, безопасным и качественным материалам.

"Потребитель своим кошельком голосует за материалы, которые способны обеспечить долговечность эксплуатации окрашиваемых поверхностей и безопасность его здоровья и здоровья его близких", — отмечает Иван Литвинов.

Генеральный директор ООО "Тиккурила" Симо Лайтала подтверждает, что наиболее активный рост как производства, так и потребления произошел в сегменте ЛКМ на водной основе, в то время как сегмент алкидных ЛКМ, напротив, продолжает сокращаться. Основным драйвером роста, по его словам, является развитие секторов промышленного и гражданского строительства, где используется до 60% всех лакокрасочных материалов.

Одним из перспективных направлений развития ЛКМ в России Иван Литвинов считает сегмент индустриальных покрытий на водной основе. Такие материалы позволяют значительно сократить издержки потребителя на обеспечение мер пожарной безопасности в цехах, установку оборудования и затраты по утилизации растворителей для промывки оборудования, также их использование практически устраняет отрицательное влияние на экологию и здоровье персонала.

Импорт довлеет

На стагнирующем рынке ЛКМ продолжает расти доля импортной продукции. Так, по данным DISCOVERY Research Group, объем импорта ЛКМ в Россию в 2012 г. составил 228,06 тыс. т в натуральном и $1026,8 млн в стоимостном выражении, что соответственно на 8 и 5% превышает показатели 2011 г.

Увеличение доли импортных материалов связано с агрессивной экспансией иностранных компаний, в особенности в направлении индустриальных покрытий.

"Огромное количество различных сертификатов и бюрократической разрешительной документации могут получить только крупные компании, и, как правило, ими оказываются нерезиденты", — сетует Иван Литвинов. С другой стороны, отмечает он, российский малый и средний бизнес, напротив, замещают некоторые виды иностранной продукции на аналогичные отечественные меньшей стоимостью.

Вступление России в ВТО, по мнению экспертов, не должно оказать серьезного влияния на уже сложившиеся тенденции на рынке, поскольку до этого не существовало каких–то существенных таможенных барьеров на ЛКМ.

"К значимым рискам в нашей отрасли можно отнести существенное количество некачественной продукции от небольших компаний. Такая продукция имеет более низкую себестоимость, однако при этом зачастую угрожает здоровью потребителя. Еще один влияющий на отрасль фактор — это рост цен на импортное сырье, который делает все более сложной конкуренцию продукции, произведенной в России, по сравнению с импортируемыми ЛКМ–материалами", — говорит Симо Лайтала.

Наиболее острая конкуренция сегодня наблюдается в сегментах недорогих водно–дисперсионных и органорастворимых материалов, в которых пока еще большую роль играет стоимость, а не качество продукции.

Красочный потенциал

В Tikkurila видят огромный потенциал для роста рынка ЛКМ в России. "Судите сами: в настоящее время в стране на душу населения потребляется только 4 – 5 л краски в год, тогда как в Европе в зависимости от страны — от 12 до 20 л", — отмечает Симо Лайтала.

По прогнозам ISCOVERY Research Group, по итогам 2013 г. объем российского рынка ЛКМ увеличится на 9 и 17% в натуральном и стоимостном выражении соответственно, составив 1,4 млн т и 202,6 млрд рублей.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама