Ретейлеры уповают на лето

Петербургский рынок товаров для строительства и обустройства дома по итогам I квартала 2013 года практически не вырос. Ретейлеры надеются на лето, когда у них начинается сезон пиковых продаж.

Продажи розничных сетей, работающих в Петербурге в сегменте DIY&НН (от англ. Do It Yourself — сделай сам, HouseHold — товары для дома), в I квартале 2013 года не радуют. Большинство ретейлеров столкнулось со стагнацией или снижением показателя сопоставимых продаж. Авторизованно никто из топ–менеджеров не стал раскрывать свои показатели по итогам первых 3 месяцев этого года, однако многие опрошенные ретейлеры отметили, что результаты были грустные — с нулевым ростом продаж либо с небольшим минусом. "Рынок показал очень плохие продажи в январе. Я думаю, что роста по итогам 2013 года практически не будет", — считает топ–менеджер одной из петербургских сетей DIY&НН. По мнению генерального директора ИА "INFOLine–Аналитика" Михаила Бурмистрова, нерадостные результаты стали следствием снижения уровня потребительской уверенности, усиления конкуренции на рынке и холодной погоды, которая в Петербурге оказывает сильное влияние на продажи.
Кроме стагнации продаж, среди тенденций рынка Михаил Бурмистров отмечает также усиление ценовой конкуренции, увеличение эксклюзивного ассортимента ретейлерами, в том числе за счет развития собственных торговых марок. "Также можно отметить, что ретейлеры увеличивают объемы прямого импорта и налаживают стратегические взаимодействия с производителями, стараясь работать без посредников", — говорит он.

Надежда на сезон

У розничных сетей, продающих товары для строительства и обустройства дома, сейчас самая горячая пора. Период высоких продаж приходится на 5 месяцев в году — с середины апреля по август, к которым ретейлеры готовятся заранее. По итогам этого сезона станет понятно, смогли ли сети отыграть падение I квартала и каким в целом будет объем продаж по итогам 2013 года.
По словам исполнительного директора СТД "Петрович" Виктора Адамова, начало этого сезона показывает, что рост хоть и небольшой, но есть. "В денежном выражении оборот компании растет, а в объемах по некоторым позициям говорить о существенном росте не приходится", — отметил топ–менеджер. По мнению Виктора Адамова, такие результаты вполне закономерны: ВВП растет не очень стремительно, темпы строительства жилья тоже не демонстрируют галопирующий рост, к тому же "Петрович" не относится к классическому DIY (у него доля частных покупателей не превышает 30%, все остальные клиенты — это профессиональные строители и корпоративные клиенты, то есть сегмент B2B.

Благодаря Leroy Merlin

Впрочем, при сравнении с другими региональными рынками петербургский сегмент DIY&НН по своему объему уступает только рынку Москвы и Московской области. В 2012 году он вырос на 15% и превысил 80 млрд рублей. В городе представлено 18 крупных сетей с совокупной выручкой около 62,5 млрд рублей (78% петербургского рынка), подсчитали в "INFOLine–Аналитика".
При этом в Петербурге сосредоточено наибольшее число гипермаркетов по сравнению с другими регионами России (43 объекта). По итогам 2012 года на 1 млн жителей приходилось более восьми гипермаркетов. Лидер петербургского рынка гипермаркетов DIY&НН по торговой площади — сеть "Максидом" (семь гипермаркетов совокупной площадью 90 тыс. м2). На втором месте — "К–Раута", на третьем — "Метрика" (см. таблицу).
На долю пяти международных ретейлеров ("К–раута", OBI, Leroy Merlin, Castorama, "Интексо") приходится около 19 млрд рублей выручки (почти 24% рынка). Несмотря на высокий уровень насыщенности Петербурга торговыми объектами DIY в формате строительная база и гипермаркет, ретейлеры собираются открывать в городе новые объекты. Особенно оживились петербургские сети после того, как французская сеть Leroy Merlin заявила о планах по открытию в Петербурге трех новых гипермаркетов. О своих планах тут же заявили "Максидом", который ищет земельный участок под строительство гипермаркета, "Метрика", один объект планирует открыть и Сastorama. "Домовой" готов открыть еще три– четыре супермаркета, если будут подходящие площади в ТРК в Василеостровском, Приморском районах и на юге города. Cook House планирует открыть еще четыре магазина к 2015 году. Таким образом, в течение 2 лет в городе должно открыться более 10 крупных магазинов сегмента DIY&НН.