Реки снова опустели

Аквабусы в Петербурге будут ходить пока лишь по одной линии. Компании расторгают договоры со Смольным.

Два из трех перевозчиков, обслуживающих речные пассажирские линии, уходят с этого рынка — ООО "Русские круизы" и ООО "Интер яхт сервис". По инициативе руководителей компаний договоры с комитетом по транспорту, действовавшие до 2015 года, расторгнуты. Таким образом, 29 мая будет работать только приморская линия ("Старая Деревня" — Арсенальная наб.), которую обслуживает ООО "МБС". Не будет работать курортная линия (Арсенальная наб. — Кронштадт), которую обслуживало ООО "Русские круизы", а также центральная (Университетская наб. — пл. Александра Невского), на которой ходили суда ООО "Интер яхт сервис". Комитет по транспорту сейчас разрабатывает документацию для продления приморской линии до Синопской наб. и пл. Александра Невского. По ходу навигации комитет намерен объявить конкурс на обслуживание новой маршрутной сети. Навигация у аквабусов в этом году закончится на 2 месяца раньше — в начале сентября.

Без места для маневра

Поводом перевозчиков для отказа от работы послужила задолженность комитета по транспорту перед ними за навигацию в 2012 году. Так, около 20 млн рублей комитет должен "Русским круизам" (из них он готов выплатить лишь 9 млн рублей) и около 27 млн рублей — "Интер яхт сервису".
"Русские круизы" намерены подать в суд на комитет в самое ближайшее время, а два иска "Интер яхт сервиса" уже рассматриваются в арбитражном суде. "Русские круизы" 16 мая подали иск о признании себя банкротом. В отличие от прошлого года, когда компания подала аналогичный иск по требованию закона "О банкротстве" в связи с образовавшейся задолженностью около 15 млн рублей перед судоремонтниками и поставщиками топлива (впоследствии иск был отозван), на этот раз все более серьезно. По версии источника, знакомого с ситуацией, из–за того, что не были выполнены обязательства перед "Русскими круизами", компания не смогла подготовиться к навигации и всерьез намерена проходить процедуру банкротства. "Вот к чему приводит подобная политика администрации", — отметил он.
"Русские круизы" не будут просить деньги у владельца, ОАО "Фондсервисбанк" (частично принадлежит Александру Воловнику), поскольку при рентабельности речных перевозок около 3 – 5% эти деньги перевозчик не сможет вернуть. "Закрывать дырки кредитными деньгами было бы неправильно. Низкая рентабельность снижает диапазон маневра", — сказал источник.

Сами виноваты

У "Русских круизов" речные перевозки являются основным видом деятельности. По данным компании, она также сдает в аренду теплоходы и организует на них праздники. Но, по всей видимости, эти услуги не смогут компенсировать недостаток денег, которые должен компании комитет по транспорту. Телефон одного из руководителей ООО "Интер яхт сервис" Дениса Синочкина выключен.
Компания помимо речных перевозок занимается производством катеров и лодок.
Производство компании площадью 2,7 тыс. м2 находится в городе Кировске Ленобласти. До сих пор производство работало на удовлетворение нужд самой компании для работы на речных линиях. С отказом от работы на Неве, возможно, оно переключится на привлечение заказчиков.
Глава комитета по транспорту Станислав Попов уже излагал "ДП" свою позицию. Он считает, что перевозчики сами виноваты. По его мнению, они плохо работали в 2012 году и не размещали рекламу маршрутов. И поэтому снижение со 120 млн до 60 млн рублей субсидий (в сравнении с прошлым годом), по его словам, логичное действие властей. В комитете по транспорту по поводу претензий перевозчиков, которые они намерены отстаивать в суде, заявили, что "это их право, и комитет свою точку зрения будет защищать".