Открытие выхода из метро "Спасская" может затянуться из-за проблем с поставкой эскалаторов

Автор фото: Иванов Евгений

Конкурс на поставку эскалаторов для станции метро "Спасская" снова может выиграть завод "ЭЛЭС", который в 2012 г. уже получал этот заказ, но не смог его выполнить. Завод, известный своей неторопливой работой  далеко за пределами Петербурга, пытается реабилитироваться перед метростроителями.

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) закончил прием заявок на тендер с начальной ценой 56 млн рублей на поставку эскалаторов для строящегося выхода станции метро "Спасская".
Как стало известно dp.ru, в аукционе, который назначен на 26 апреля, будет принимать участие завод "ЭЛЭС", который сорвал сроки поставки эскалаторов для "Спасской" в 2012 году (сумма контракта составила 197 млн рублей при начальной цене 255 млн рублей). "Документы сданы", — сообщили в компании на вопрос об участии в новом тендере.
Как пояснили в комитете по транспорту, ЗАО "ЭЛЭС" сорвало контракт в 2012 году, в результате чего не поставило товара примерно на 50 млн рублей. "По истечении года полномочия по строительству метрополитена были переданы КРТИ, который и объявил конкурс на поставку оставшихся частей эскалаторов", — сообщили в комитете.
Строительством выхода станции метро "Спасская" занимается ОАО "Метрострой". Сейчас полностью готов наклонный ход. Наземный вестибюль будет расположен между Сенной площадью и ТРК "Пик-2". Как сообщалось ранее, вестибюль планируется открыть 11 августа 2013 года, в День строителя. В самом "Метрострое" никаких цифр не называют.
"Размеры и расположение вестибюля не определены. Есть идея объединить вестибюль "Спасской" и вестибюль "Сенной". Все это будет зависеть от результатов изысканий, которые проводятся в той части, где раньше находилась церковь. Поскольку они еще ведутся, дату открытия вестибюля назвать сложно", — сообщили в ОАО "Метрострой".
Если ЗАО "ЭЛЭС" выиграет новый конкурс, не исключено, что в 2013 году снова произойдут задержки в поставках, поскольку для петербургского завода это уже не первый случай, и не только в Петербурге.
Так, например, задержки в поставках эскалаторов для станции метро "Бухарестская" сдвинули сроки открытия самой станции. ЗАО "ЭЛЭС" выиграло конкурс весной 2011 года по начальной цене 93 млн рублей (в качестве единственного участника), однако сорвало сроки поставки, в результате чего контракт был расторгнут.
Комитет по транспорту объявил новый конкурс, в котором снова победил "ЭЛЭС". На этот раз завод должен был поставить эскалаторы в феврале 2012 года, чтобы ОАО "Метрострой", строившее метро, могло открыть станцию в августе. Однако завод снова сорвал поставку, и сроки поставки перенесли на июнь, а сроки открытия станции — на декабрь 2012 года. Больше сроки не переносились, и станцию открыли в декабре, хотя наблюдатели до последнего в это не верили.
В то же время, "ЭЛЭС" поставлял эскалаторы для строящейся тогда станции "Международная", однако у представителей ОАО "Метрострой" возникли претензии к качеству эскалаторов. По их словам, завод поставлял бракованные элементы эскалаторов, в результате чего часть возвращали производителю на доработку, часть исправляли прямо во время монтажа.
Слава о заводе "ЭЛЭС" ходит и далеко за пределами Петербурга. В октябре 2011 года глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб рассказывал, что контракт с ЗАО "ЭЛЭС" на поставку эскалаторов для станции "Чкаловская" был заключен 8 ноября 2007 года со сроком поставки до 30 ноября 2008 года.
Из-за кризиса срок был перенесен на 30 марта 2011 года. Чиновники создали рабочую группу и направили ее в Петербург. "В октябре рабочие вернулись, а вопрос с изготовлением эскалаторов остался на том же месте", — рассказывал он в СМИ. В результате станцию открыли в конце июля 2012 года.
В октябре 2012 года против ЗАО "ЭЛЭС" настроились московские власти. Замглавы департамента строительства Москвы Владимир Швецов заявил, что чиновники намерены "разрушить монополию" петербургского завода. В 2013 году власти должны закупить 27 эскалаторов для станций "Парк Победы", "Деловой центр", "Жулебино", "Спартак".
Владимир Швецов отмечал, что поставщиком будет не "ЭЛЭС", как считается, по вине которого задержалось открытие станции "Парк культуры". Чиновник объявил о планах закупить эскалаторы у других фирм, среди которых петербургское ЗАО "Эскомстроймонтаж-сервис" и зарегистрированное в Москве ООО "ТД КВСЗ" (украинский "Крюковский вагоностроительный завод"). Обе эти компании, кстати, участвовали в конце 2011 года в конкурсе на поставку эскалаторов для "Спасской", однако победителем был признан "ЭЛЭС".
Представители "ЭЛЭС" назвали заявление столичных властей "не очень этичным" и объяснили задержки в поставках ростом числа заказов, вызванным резким ускорением темпов строительства метро, которое произошло с приходом на пост главы городской администрации Сергея Собянина.
Как сообщили в ОАО " Кировский завод ", его дочернее предприятие, ЗАО "Универсалмаш", пока не производит эскалаторы длины, необходимой для "Спасской", поэтому в конкурсе не участвует. "В компании "Универсалмаш" знают об этом конкурсе, но производство нужных моделей эскалаторов пока только в планах", — сообщили на Кировском заводе.
Кто стоит за предприятием "ЭЛЭС"
ЗАО "ЭЛЭС" было создано в 1997 году в результате распада эскалаторного завода имени Котлякова на ЗАО "ЭЛЭС", ЗАО "ЛАТРЭС" (производит эскалаторы для зданий) и ЗАО "Эскомстроймонтаж-сервис".
По данным Росстата, ЗАО "ЭЛЭС" принадлежит неопределенному количеству неназванных физических лиц (80%) и венгерской фирме "Реле-вилламошшали" (20%). Гендиректором работает Александр Фельдбейн.
Собственники одной дочерней фирмы завода, ООО "Энергэс" (занимается производством электроэнергии), указаны в СПАРК. По данным ЕГРЮЛ, ими являются ЗАО "ЭЛЭС" (67,93%), ЗАО НПФ "Эскалатор" (19,51%), ЗАО "ЛАТРЭС" (12,2%), а также Валерий Шавелев, Сергей Ершов и Виктор Веткин (по 0,12%).
Основным владельцем (52%) ЗАО НПФ "Эскалатор" является гендиректор ЗАО "ЭЛЭС" Александр Фельдбейн. Среди остальных владельцев  — Владимир Сойфер (36%) и Евгений Федоров (12%). Любопытно, что основным видом деятельности фирмы является оптовая торговля живыми животными, сельхозсырьем, текстильным сырьем и полуфабрикатами.
Господин Сойфер, в свою очередь, является основным (51%) владельцем ЗАО "ЛАТРЭС". Среди его партнеров — Александр Подсекин (26%), Василий Смирнов (13%), Сергей Серов (5%) и Нина Сидорова (5%).
В ЗАО "ЭЛЭС" журналисту dp.ru дали понять, что не очень желают общаться и часто на середине разговора бросают трубку. "Нас неоднократно разочаровывали газетчики, поэтому мы не любим с ними общаться", — сказали в компании.