Оттепель на рынке холода

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Объем рынка торгового холодильного оборудования в России оценивается в $1,5–2 млрд. Он растет за счет развития торговли.

По мнению специалистов по установке торгового оборудования, сегмент холода — холодильного оборудования — один из наиболее востребованных и динамично развивающихся на рынке в последние несколько лет.

Запад нам поможет

Большим спросом пользуются витрины, холодильные шкафы и камеры шоковой заморозки, морозильные лари, бонеты, холодильные камеры, горки, сплит–системы, моноблоки и т. д. Такое разнообразие объясняется высокими нормативными требованиями к технологии хранения товаров и собственно развитием сферы малого и среднего бизнеса.
Модельный ряд холодильного оборудования в зависимости от назначения можно разделить на три категории: торговые (коммерческие), промышленные и бытовые. Покупатели охотно заказывают витрины известных итальянских компаний ARNEG, JUKA и польского производителя IGLOO. Хорошо расходятся прилавки–витрины MAMI, JBG, GOLD (Польша), OSKAR (Италия), JORDAO (Португалия). Популярны морозильные шкафы финской компании HELKAMA, французских фирм ROLLER и COOL, испанских брендов OSKAR и COMERSA. Стабильно высокий спрос на продукцию датской марки Vestfrost. Известные зарубежные компании, специализирующиеся на изготовлении промышленного оборудования, — Zanotti и Rivacold.
Андрей Иванов, менеджер производственно–монтажной фирмы Т. Service, считает, что "развитие рынка подхлестнул финансово–экономический кризис". По его словам, в последние годы многие российские покупатели и заказчики холодильного оборудования отказались от техники итальянских и польских фирм и стали охотнее покупать и заказывать продукцию отечественных производителей. Среди лидеров — оборудование "Полаир", "Ариада", Glacier, "Кифато", Golfsream, Astra, "Ирбис" "Техноблок", "Бирюса", "Айсберг", "Немига" (Белоруссия) и др.
Впрочем, Николай Никольский, технический директор ООО "Техника холода", подчеркивает, что чисто российских производителей холодильного оборудования, которые, что называется, собирают продукцию от "А" до "Я", практически нет.
"Все оборудование собирается из импортных комплектующих, — уточняет он. — В России есть хорошие специалисты и технические разработки, но лидерами, особенно в области промышленного торгового оборудования, являются иностранные компании".
Специалист обращает внимание на градацию рыночных ниш, ориентированных на различных потребителей холода. Есть небольшие и средние производственно–монтажные фирмы, которые предлагают установку и сборку холодильного оборудования от 10 м3.
Основными заказчиками выступают рестораны и кафе, магазины, компании, имеющие складские помещения, фермерские хозяйства и др.
Крупные заказчики, например большие торговые сети "Ашан", "О’КЕЙ", "Метро" и т. п., скорее пригласят иностранных специалистов по установке и монтажу или обратятся к дилерам зарубежных компаний, замечают эксперты. Это могут быть французские или итальянские производители.

В ожидании потепления

Николай Никольский считает рынок холодильного оборудования весьма перспективным и быстрорастущим.
"В Петербурге и регионе открываются новые торговые точки, рестораны и другие заведения общепита, строятся складские помещения. Всем нужен холод. Спрос особенно оживляется перед летним сезоном, когда начинается торговля на открытом воздухе, организуются выездные мероприятия и увеличивается приток гостей и туристов", — замечает он. К тому же у многих предприятий есть желание заменить устаревшие холодильные агрегаты и произвести модернизацию оборудования. Такие заказчики — также значительная категория клиентов производственно–монтажных фирм.