На расширенном совещании правительство России активно обсуждало инфляционное будущее страны. Центробанк считает вполне достижимым целевой уровень в 4%, Минфин говорит о более реалистичных цифрах. А Владимир Путин заявил о беспокойстве по поводу процентных ставок.
На расширенном совещании в четверг правительство продолжило делиться друг с другом мнениями, прогнозами и волнениями относительно инфляции. Темпы ее роста, которые, судя по вниманию к ним власть имущих, претендуют уже чуть ли не на третью главную российскую проблему, чиновников волновали по-разному. Так, глава Центробанка Сергей Игнатьев поспешил уверить правительство, что целевые цифры достижимы.
"Я думаю, ЦБ не подведет, и если будет выполняться та бюджетная политика, которая сейчас заявлена, я имею в виду бюджетное правило, нам удастся снизить в ближайшие годы инфляцию до шести-пяти-четырех и даже менее процентов", — пообещал глава регулятора.
Россияне смогут увидеть рост потребительских цен ниже 4% в год только через несколько лет и при стечении множества благоприятных обстоятельств. Большей конкретики глава ЦБ не представил. А вот министр финансов Антон Силуанов мыслил более близкими и по времени, и по реалистичности категориями. Чиновник заявил, что в этом году при неизменных ставках вполне возможны желаемые 6% инфляции.
"Денежный фактор инфляции сейчас сокращается. На инфляцию в основном влияет немонетарный фактор, например, урожай. Правительство вместе с Центробанком принимают все меры для того, чтобы снизить влияние и этих факторов", — уверял глава Минфина.
Президент подтвердил репутацию недреманного ока, напомнив собравшимся о больном и для ЦБ, и для банкиров вопросе процентных ставок. У Владимира Путина ставки вызвали беспокойство, одновременно с ними он упомянул и замедление роста российской экономики.
"Вызывает беспокойство рост процентных ставок, причем до уровня существенно выше инфляции, что неизбежно сказывается на кредитовании экономики и граждан", — переживал президент.
Центробанк в сентябре, пытаясь затормозить инфляцию, принял решение о повышении ставки рефинансирования до 8,25%. Эксперты и сами чиновники предупреждали, что это окажет полноразмерное воздействие на уровень цен только через полгода-год, но инфляционный рост замедлился уже в конце 2012 года.
Банкиры и отдельные члены правительства тут же стали просить снизить ставку. Первым были нужны более "дешевые" деньги, вторым — ускорение роста российской экономики. Спор на тему снижения ставок, т.е. по сути о том, что важнее — инфляция или экономический рост, продолжается и по сей день, но Центробанк твердо стоит на своем. На совещании Сергей Игнатьев высказался в ключе "как только — так сразу".
"Я уверен, что одновременно будут снижаться процентные ставки. Может быть, не сразу, может быть, с разрывом по времени, но со снижением инфляции процентные ставки будут снижаться", — заявил чиновник.
Эксперты на ситуацию смотрят вполне оптимистично и в целом согласны с Минфином — при сохранении уровня ставок инфляция может уже в 2013 году достигнуть 6%. Политика таргетирования инфляции будет иметь плоды, так что скоро уже можно будет ждать от ЦБ снижения ставки.
"С фундаментальной точки зрения мы считали, что снижение ставок возможно не раньше второго квартала. Но на фоне дискуссии по поводу снижения ставок для стимулирования роста экономики ЦБ сделает это раньше второго квартала, возможно, даже уже в феврале", — прогнозирует Мария Помельникова, аналитик "Райффайзенбанка".