Рынок мобильной передачи данных снизился впервые за 2 года

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Операторы ищут спасение в сетях четвертого поколения, но пока находят там лишь большие расходы.

Во II квартале 2012 года выручка мобильных операторов от передачи данных впервые за 2 года показала отрицательную поквартальную динамику. По данным AC&M-Consulting, в I квартале операторы заработали $754,8 млн, а во II - $753,7 млн. В рублевом выражении выручка от передачи данных выросла, но рост оказался самым незначительным за последние 2 года.
Последний раз похожая картина наблюдалась во II квартале 2010 года. Тогда на выручку операторов подействовал ввод безлимитных тарифов, снизивший стоимость передачи 1 Мб данных. Теперь же столь очевидной причины нет.
Как считает партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова, рынок передачи данных достиг того момента, когда рост потребления уже не компенсирует сезонную динамику, а II кварталу всегда присущ некоторый спад. "Рынок не насыщен, но он на завершающей стадии роста", - заключает Оксана Панкратова.
Изменение динамики рынка во II квартале вызвано прежде всего результатами "МегаФона" - лидера мобильной передачи данных. В рублевом выражении его выручка на этом рынке сократилась почти на 2,8% по сравнению с I кварталом. У "Билайна" она немного выросла - на 1,6%, у МТС увеличилась на 6%. Таким образом, оператор "МТС" во II квартале почти догнал по объему выручки от передачи данных "МегаФон": 7,8 млрд рублей против 7,9 млрд рублей.
В "МегаФоне" говорят, что на результатах мобильной передачи данных действительно сказался сезонный фактор. В компании уверены, что в III и IV кварталах покажут рост, которому будет немало способствовать запуск сетей LTE (технология четвертого поколения мобильной связи, обещающая высокие скорости передачи данных).
В "Билайне" тоже акцентируют внимание на сезонности. "Во II квартале многие абоненты уезжают за границу, находятся в роуминге, где менее активно пользуются допсервисами, в то время как в Россию приезжает много мигрантов, которые отдают предпочтение базовым услугам", - объясняют в "Билайне".
Зато в МТС никакой сезонности не заметили. Там рассказывают, что на увеличение выручки компании повлияли рост проникновения смартфонов, пользование мобильными приложениями, онлайн-играми, просмотр видео и т. д.
По словам Оксаны Панкратовой, у МТС хороший рост, потому что оператор активнее всех строит сети 3G, хотя­ раньше он серьезно отставал от лидера. "МегаФон" же всегда вел агрессивную тарифную политику, то есть старался предложить более низкие цены, чем конкуренты, поэтому сейчас у него наблюдается снижение в деньгах, но не в абонентах", - полагает Оксана Панкратова.
В "МегаФоне" уверены, что не уступят позиции лидера на рынке передачи данных. "Безусловно, подспорьем будет LTE, - добавляют там. - Сейчас у нас покрыт десяток городов, к концу года будет несколько десятков".
Аналитик Альфа-Банка Юлий Матевосов считает, что эффект от LTE будет еще не скоро. В "МегаФоне" говорят, что уже продали несколько десятков тысяч модемов LTE в городах присутствия.
Отраслевые аналитики считают, что это совсем немного, учитывая масштабы рекламы, сопровождающей запуск LTE. В одном Петербурге расходы на нее "МегаФона" могли составить 5-10 млн рублей, оценивает президент гильдии маркетологов России Игорь Березин. Здесь операторами ежемесячно продается 15-20 тыс. sim-карт для мобильного Интернета - и этот результат достигается без особой рекламы.