14:5825 января 201214:58
244просмотров
14:5825 января 2012
В июне 2011 г. в ОАО «Международный аэропорт Сочи» началась промышленная эксплуатация автоматизированной системы комплексного обслуживания рейсов (АС «КОБРА»), разработчиком которой является ОАО «РИВЦ-Пулково» (г. Санкт-Петербург).
Автоматизированная система комплексного обслуживания рейсов "КОБРА" является разработкой ОАО "РИВЦ-Пулково" - одного из старейших отечественных производителей авиационного программного, находящегося в Санкт-Петербурге.
АС "КОБРА" предназначена для широкого круга пользователей и имеет модульную структуру. В аэропорту Сочи система внедрена практически в полном объеме и является основной производственной системой аэропорта.
В состав системы входят модули планирования и ведения расписания движения ВС, оперативного управления суточным планом полетов, расчета пропускной способности аэропорта, контроля технологических графиков обслуживания рейсов, организации движения ВС на перроне, учета объемов предоставленных услуг и расчета сборов за аэропортовое и наземное обслуживание ВС, визуального и звукового информирования пассажиров.
Интегральная архитектура АС «КОБРА» позволяет создать уникальную базу данных, в которую входят все данные, связанные с планированием и выполнением рейсов, включая соответствующую нормативно-справочную информацию. Центральная база данных служит основным источником информации для всего аэропорта, разграничения полномочий доступа к различной информации устанавливаются в зависимости от должностных обязанностей пользователей системы.
При внедрении системы были значительно расширены ее функциональные возможности в связи с дополнительными требованиями со стороны заказчика.
В подсистеме визуального информирования пассажиров («Визинформ») для формирования содержательной части экранов и их оформления созданы гибкие инструментальные средства, позволяющие аэропорту самостоятельно осуществлять дизайн экранов и управление контентом.
Для звукового информирования пассажиров в аэропорту разработана подсистема «Электронный диктор». В отличие от подавляющего большинства функционирующих в настоящее время в аэропортах аналогичных систем, использующих предварительно начитанный диктором речевой материал, «Электронный диктор» действует по принципу программной синтезации речи, то есть обеспечивает формирование звукового сигнала по печатному тексту. Сообщения генерируются на основе суточного плана полетов, технологических графиков обслуживания рейсов и предварительно настроенных шаблонов сообщений. Так же, как и в подсистеме «Визинформ», возможна выдача сообщений произвольного характера (объявления, предупреждения, реклама). Звуковое информирование может осуществляться на различных языках в нескольких зонах звучания.
Для быстрого и легкого доступа к наиболее часто запрашиваемой информации создан Веб-сайт системы, преимущество организации которого – возможность подключения большого количества пользователей без установки программного обеспечения на каждое клиентское рабочее место. Достаточно иметь браузер и подключение к корпоративной сети. Веб-сайт может также использоваться для удаленного доступа к справочной и оперативной производственной информации посредством сети Интернет. Веб-сайт реализован на двух языках – русском и английском.
В состав системы входят модули планирования и ведения расписания движения ВС, оперативного управления суточным планом полетов, расчета пропускной способности аэропорта, контроля технологических графиков обслуживания рейсов, организации движения ВС на перроне, учета объемов предоставленных услуг и расчета сборов за аэропортовое и наземное обслуживание ВС, визуального и звукового информирования пассажиров.
Интегральная архитектура АС «КОБРА» позволяет создать уникальную базу данных, в которую входят все данные, связанные с планированием и выполнением рейсов, включая соответствующую нормативно-справочную информацию. Центральная база данных служит основным источником информации для всего аэропорта, разграничения полномочий доступа к различной информации устанавливаются в зависимости от должностных обязанностей пользователей системы.
При внедрении системы были значительно расширены ее функциональные возможности в связи с дополнительными требованиями со стороны заказчика.
В подсистеме визуального информирования пассажиров («Визинформ») для формирования содержательной части экранов и их оформления созданы гибкие инструментальные средства, позволяющие аэропорту самостоятельно осуществлять дизайн экранов и управление контентом.
Для звукового информирования пассажиров в аэропорту разработана подсистема «Электронный диктор». В отличие от подавляющего большинства функционирующих в настоящее время в аэропортах аналогичных систем, использующих предварительно начитанный диктором речевой материал, «Электронный диктор» действует по принципу программной синтезации речи, то есть обеспечивает формирование звукового сигнала по печатному тексту. Сообщения генерируются на основе суточного плана полетов, технологических графиков обслуживания рейсов и предварительно настроенных шаблонов сообщений. Так же, как и в подсистеме «Визинформ», возможна выдача сообщений произвольного характера (объявления, предупреждения, реклама). Звуковое информирование может осуществляться на различных языках в нескольких зонах звучания.
Для быстрого и легкого доступа к наиболее часто запрашиваемой информации создан Веб-сайт системы, преимущество организации которого – возможность подключения большого количества пользователей без установки программного обеспечения на каждое клиентское рабочее место. Достаточно иметь браузер и подключение к корпоративной сети. Веб-сайт может также использоваться для удаленного доступа к справочной и оперативной производственной информации посредством сети Интернет. Веб-сайт реализован на двух языках – русском и английском.
При внедрении в аэропорту Сочи обеспечена интеграция АС «КОБРА» с другими информационными системами, эксплуатирующимися в аэропорту – системой центровки ВС (ИАТ ВТ), системой информирования пассажиров об изменении статусов рейсов посредством SMS-сообщений «Аэростатус», корпоративным веб-сайтом «Базэл Аэро».
Благодаря инновационным идеям и предложениям сотрудников аэропорта Сочи АС «КОБРА» постоянно развивается и совершенствуется, опираясь на принципы безбумажных технологий и ухода от ручной работы.
В декабре 2011 г. в аэропорту Сочи внедрены в опытную эксплуатацию модули «Управление динамическими ресурсами» (УДР) и «Мобильный перрон». Модуль УДР обеспечивает расчет потребного количества персонала и техники при обслуживании рейсов в аэропорту, планирования и управления динамическими ресурсами на основе расписания движения ВС и технологических графиков обслуживания рейсов. Ведется база данных по персоналу и техническим средствам, задействованным в технологических операциях, составляются графики работ персонала с учетом больничных и отпусков, производится автоматизированное распределение работ.
Модуль «Мобильный перрон» предназначен для ввода/вывода данных с помощью мобильных устройств. Модуль может использоваться совместно с подсистемой «Контроль технологических графиков обслуживания рейсов» для ввода оперативной информации по выполнению технологических операций подготовки ВС к вылету или с подсистемой «СБОРЫ» - для ввода данных по оказанным услугам. Мобильные устройства могут также использоваться для отображения текущего плана полетов аэропорта и технологических графиков обслуживания рейсов, для информирования персонала о плане работы на смену. Реализована обратная связь для ввода заметок и примечаний к рейсам.
Проведенное тестирование модуля «Мобильный перрон» наглядно продемонстрировало все преимущества использования мобильных устройств вместо передачи информации голосом. Сократилось время поступления информации, процесс обслуживания рейсов на перроне стал более прозрачным, возросшая актуальность данных позволяет заранее определять и устранять возможные сбойные ситуации при обслуживании воздушных судов.
Благодаря инновационным идеям и предложениям сотрудников аэропорта Сочи АС «КОБРА» постоянно развивается и совершенствуется, опираясь на принципы безбумажных технологий и ухода от ручной работы.
В декабре 2011 г. в аэропорту Сочи внедрены в опытную эксплуатацию модули «Управление динамическими ресурсами» (УДР) и «Мобильный перрон». Модуль УДР обеспечивает расчет потребного количества персонала и техники при обслуживании рейсов в аэропорту, планирования и управления динамическими ресурсами на основе расписания движения ВС и технологических графиков обслуживания рейсов. Ведется база данных по персоналу и техническим средствам, задействованным в технологических операциях, составляются графики работ персонала с учетом больничных и отпусков, производится автоматизированное распределение работ.
Модуль «Мобильный перрон» предназначен для ввода/вывода данных с помощью мобильных устройств. Модуль может использоваться совместно с подсистемой «Контроль технологических графиков обслуживания рейсов» для ввода оперативной информации по выполнению технологических операций подготовки ВС к вылету или с подсистемой «СБОРЫ» - для ввода данных по оказанным услугам. Мобильные устройства могут также использоваться для отображения текущего плана полетов аэропорта и технологических графиков обслуживания рейсов, для информирования персонала о плане работы на смену. Реализована обратная связь для ввода заметок и примечаний к рейсам.
Проведенное тестирование модуля «Мобильный перрон» наглядно продемонстрировало все преимущества использования мобильных устройств вместо передачи информации голосом. Сократилось время поступления информации, процесс обслуживания рейсов на перроне стал более прозрачным, возросшая актуальность данных позволяет заранее определять и устранять возможные сбойные ситуации при обслуживании воздушных судов.
Текущее состояние дел комментирует руководитель пассажирского и наземного обслуживания ОАО «МАС» Алексей Комаров:
«Внедрение автоматизированной системы «КОБРА» позволило нам оптимизировать процессы управления и обслуживания на перроне, постоянно отслеживать ситуацию при обслуживании рейсов и анализировать потери. Благодаря этому за период интенсивного применения системы мы смогли поднять уровень регулярности «от колодок до колодок» до 93% от всего объёма обслуживаемых рейсов. Но наши аппетиты растут и совместно с РИВЦ-Пулково мы планируем запустить в эксплуатацию в ближайшее время «мобильный перрон», что должно повысить уровень управляемости как процессами, так и персоналом.
Внедрение модуля управления динамическими ресурсами в опытную эксплуатацию уже даёт неплохие результаты, но мы хотели бы дальнейшего развития этого модуля, в первую очередь, с точки зрения реализации задач планирования потребных ресурсов для обслуживания рейсов с глубиной на день, месяц, год».
«Внедрение автоматизированной системы «КОБРА» позволило нам оптимизировать процессы управления и обслуживания на перроне, постоянно отслеживать ситуацию при обслуживании рейсов и анализировать потери. Благодаря этому за период интенсивного применения системы мы смогли поднять уровень регулярности «от колодок до колодок» до 93% от всего объёма обслуживаемых рейсов. Но наши аппетиты растут и совместно с РИВЦ-Пулково мы планируем запустить в эксплуатацию в ближайшее время «мобильный перрон», что должно повысить уровень управляемости как процессами, так и персоналом.
Внедрение модуля управления динамическими ресурсами в опытную эксплуатацию уже даёт неплохие результаты, но мы хотели бы дальнейшего развития этого модуля, в первую очередь, с точки зрения реализации задач планирования потребных ресурсов для обслуживания рейсов с глубиной на день, месяц, год».
Запланированное на 2012 год значительное расширение функциональных возможностей АС «КОБРА» выведет аэропорт Сочи на ещё более высокий уровень автоматизации, который уже сейчас по многим параметрам не уступает лучшим отечественным и зарубежным аналогам.