Ретейл перешел на азербайджанский

Автор фото: Trend/Евгений Иванов

Азербайджанские бизнесмены запускают в Петербурге сеть супермаркетов. Крупнейшая в городе диаспора уже не впервые стремится перепрофилировать свой бизнес из мелкой розницы и рынков в т.н. "цивилизованный формат".

На высококонкурентный розничный рынок Петербурга выходит новый игрок. Азербайджанские предприниматели Эльдар Бабаев, Роман Османов и Парвиз Гулиев, проживающие в Петербурге, создали ООО "Сотка" для управления новой сетью под названием "Сетка".
Первый продуктовый магазин сети открылся в ноябре в Московском районе - на ул. Гагарина. Компания арендовала около 1300м2, рассказали специалисты Astera (брокер сделки). Примечательно, что ранее на этом месте работал супермаркет "Есть", принадлежавший ЗАО "СТС–Ритейл". Открыв в 2009 г. пару магазинов, компания заявляла о планах запуска еще не менее пяти супермаркетов в 2010 г., однако реализовать их так не смогла. С мая 2011 г. ЗАО "СТС–Ритейл" проходит процедуру банкротства, его совладельцы — Светлана Борщ (51%) и Панайот Караниди (49%).
Совладельцы новой сети "Сетка" строят более грандиозные планы. В течение ближайших 2 лет азербайджанские бизнесмены планируют открыть до 50 магазинов в Петербурге, Ленобласти и других городах России, в том числе в Москве и Екатеринбурге. Компания рассматривает разные форматы, в том числе гипермаркета, знает один из участников рынка.
Известно, что в настоящее время ООО "Сотка" готовит к запуску точку в формате магазина пешеходной доступности в Приморском районе. "Персонал уже набран, ждем подключения коммуникаций", — сообщили в магазине.
Соучредители "Сотки" уже имеют бизнес в Петербурге. Так, Парвиз Гулиев известен как соучредитель ресторана–бистро "Анталия", открытого в 2004 г. Кроме того, в феврале он возглавил Ассоциацию азербайджанских бизнесменов и инвесторов в Петербурге. Роман Османов числится гендиректором и владельцем ООО "Тэя" и ООО "Балтийская лесная компания". За Эльдаром Бабаевым в России официально не числится никаких компаний.
Запуск одного супермаркета на условиях аренды обходится в среднем в $400 тыс., поэтому сеть может стоить около $20 млн, подсчитывает Иван Кущ, аналитик "ВТБ Капитала". Стоимость магазина у дома — около $150 тыс., гипермаркета — $7–15 млн, оценивает эксперт. Большую часть проекта "Сетка" финансирует банк "Международный банк Азербайджана — Москва" ("МБА — Москва"), сообщил представитель этой кредитной организации.
В сфере розничной торговли Петербурга "Сетка" — уже второй крупный проект, созданный азербайджанскими бизнесменами. Так, владельцами крупной петербургской сети "Народная семья" (ООО "ТД "Интерторг") являются также выходцы из Азербайджана — Аллахверди и Мушвиг Али Оглы Абдуллаевы. "Народная семья" работает в Петербурге с 2004 г. и объединяет уже 129 универсамов.
Заявляли о грандиозных планах развития новых сетей и другие предприниматели. Как правило, это были бизнесмены, для которых продуктовый розничный бизнес не был профильным.
Так, в начале 2009 г. предприниматель Армен Овакимян, занимающийся продажей торгового оборудования, заявил о создании в Петербурге продуктовой сети  — дискаунтера "Яблочко". Он планировал в течение 2009 г. открыть не менее 10 магазинов, инвестировав около 10 млн рублей в каждый, но спустя год проект закрыл. Сейчас Армен Овакимян сообщил, что он был невыгодным.
Концерн "Газрезерв" планировал в 2010 г. открыть не менее 100 магазинов и уже имел на тот период договоры на 40 площадок в Петербурге, однако пока в городе работает только 10 точек.
"Начало развития с Петербурга — странный ход из–за высокой конкуренции", — считает Иван Кущ. По его мнению, Москва и Екатеринбург более предпочтительны. Рынок Петербурга самый конкурентный в России: более 70% приходится на сетевую торговлю, это максимальный показатель по стране. "План по запуску сети из 50 дискаунтеров или магазинов у дома выглядит малореальным, так как очень сложно достигнуть эффективности сети такого масштаба в нескольких регионах", — говорит Дмитрий Степанов, президент "Продовольственной биржи" (сети "Полушка", "Лайм", "Е–да!"). По его мнению, единственный успешный вариант — сосредоточиться на одном регионе и попытаться занять заметную долю рынка. Но Петербург для этого не походит из–за высокой степени насыщения отрасли современными форматами торговли.
"Если речь идет про формат супермаркетов, то шанс есть, хоть и небольшой", — отмечает Дмитрий Степанов. Для этого формата крайне важны технологии, поэтому наилучшим решением для нового игрока было бы приобретение франшизы, но даже так компания должна быть готова к очень долгому выходу на точку безубыточности, предупреждает он. Сама "Продовольственная биржа" начала развивать формат супермаркетов в 2010 г., запустив сеть "Лайм", сейчас готовится открытие третьего магазина.
Развитие в Петербурге затрудняет и то, что практически все помещения, удовлетворяющие требованиям планировки и витринных окон, уже заняты, констатирует Людмила Рева, директор ASTERA. Арендные ставки в спальных районах не опускаются ниже суммы 500–800 рублей за 1 м2 в месяц, оценивает эксперт.
Полную версию статьи читайте в газете "Деловой Петербург"