Власти Петербурга готовят программу строительства нескольких десятков надземных пешеходных переходов

Автор фото: "ДП"
проект надземного пешеходного перехода на углу пр. Славы и Белградской ул.

До конца 2012 года в Петербурге появятся три новых надземных перехода. В перспективе может быть реализовано более 20 таких проектов.

В сентябре губернатор СПб Георгий Полтавченко подписал постановление о размещении до 2013 года в наиболее напряженных транспортных узлах более 20 новых надземных пешеходных переходов. Работы актуализированы в связи с перестановкой приоритетов в новой транспортной стратегии СПб – ключевое место в ней отводится пешеходу.
"Нам бы не хотелось делать их такими, которые мы можем наблюдать, например, на кольцевой автодороге. У этих переходов должно быть свое лицо", – говорит заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры СПб (КРТИ) Андрей Левакин.
Предполагается, что первыми появятся два объекта на пр. Славы и один на Таллинском шоссе. На данный момент уже окончены работы по проектированию и определился генподрядчик. Строительство планируется завершить к 2013 году. Все проекты реализуются в рамках адресно-инвестиционной программы строительства и реконструкции КРТИ до 2015 года.
Предпочтение надземным переходам власти отдают в первую очередь из-за их низкой стоимости. Такие объекты обходятся в сумму, от 2 до 10 раз меньшую, чем подземные, к тому же ниже оказываются и эксплуатационные расходы. В КРТИ отмечают, что в среднем строительство надземного перехода стоит 45 млн рублей.
"Например, стоимость проекта подземного пешеходного перехода у станции метро "Пионерская" может составить 800 млн рублей, из которых 200 млн – сам переход, а все остальное – это перекладка коммуникаций, находящихся под пятном, которое нужно высвободить для строительства, – говорит Андрей Левакин. – Там проще добавить 1 млрд и построить развязку со множеством пешеходных переходов. Проблема в том, что сегодня законодательство не регулирует отношения между нами и владельцами коммуникаций".
Общую стоимость трех объектов, строительство которых планируется завершить к 2013 году, Игорь Колюшев, генеральный директор ЗАО "Институт Гипростроймост – СПб" (проектировщик переходов), оценивает в 148 млн рублей.
Кроме того, надземные переходы чаще всего представляют из себя легкие конструкции, которые можно оперативно установить в любой точке города. В свое время с идеей строительства надземных переходов выступал петербургский бизнесмен Василий Сопромадзе. В частности, он предлагал насыщать надземные переходы торгово-развлекательной функцией и даже запатентовал идею строительства "воздушных" торговых центров.
В 2001 году компанией "Корпорация С", возглавляемой Василием Сопромадзе, было получено разрешение на строительство надземных переходов возле таких станций метро, как "Проспект Ветеранов", "Проспект Большевиков", "Проспект Просвещения" и "Озерки". В надземных переходах бизнесмен планировал размещать не только магазины и торговые ряды, но и кинотеатры, рестораны и т.д. Однако в связи с постепенным выводом бизнеса с российского рынка Василий Сопромадзе продал проекты, и на сегодняшний день ни один из надземных переходов так и не построен.
Между тем опыт строительства надземных пешеходных переходов в СПб вряд ли можно назвать позитивным. Наиболее яркий пример того, как может выглядеть такое сооружение, – переход и торговый центр "Миллер" на пр. Испытателей. А такие проекты, как существующий переход через Пулковское шоссе, вряд ли можно назвать популярными: дороги там не изобилуют пешеходами. Эксперты советуют чиновникам задуматься о комплексной реновации перекрестков и автотрасс, при которой переходы будут вписаны в более глобальные инфраструктурные узлы.