Йога стала оздоровительной практикой, спрос на которую рос даже в кризис. Создание йога–студии является удачной нишей для старта в этом секторе.
Несколько лет назад инструкторам приходилось называть свои занятия гимнастикой, чтобы арендовать зал, а людей приглашать с уточнением "мы не секта". Постепенно менялся круг людей, аудитория расширялась. "Йога перестала быть чем–то сугубо духовным. Это не ешь, это не пей, пой мантры. Важно просто начать заниматься, и то, что нужно тебе, придет само", — говорит Ольга Водова, директор йога–центра "Сфера". "Появилась мода на здоровье, люди стали понимать, что это самое ценное", — говорит Алексей Сергиенко, бизнесмен, владелец "Студии Алексея Сергиенко". По его словам, сложнее всего было тем, кто первым открывал центры. Все остальные постепенно подхватили этот модный тренд, не стали исключением и фитнес–клубы, открывающие классы, посвященные йоге, предлагающие ее как опцию к занятиям другими практиками, танцами. Сейчас, отмечают участники рынка, единственное, что влияет на желание людей идти в зал, — сезонность, летом желающих меньше. В остальном устойчивый спрос только набирает обороты, очень многие решили заняться своим здоровьем. "Сейчас много новичков приходит на занятия, поэтому трендом является "просветительская работа", — говорит Ольга Алдабаева, директор студии йоги Yoga group. Наряду с крупными игроками, такими как "Зеленая Тара", "Сфера" и т. д., сотни новых центров открываются в зоне "шаговой доступности", в нескольких метрах от дома.
Помещение. В выборе помещения есть два основных варианта. Первый — помещение небольшой площади, без излишеств. В этом случае можно обойтись двумя залами: один большой, для групповых занятий (не меньше 60 м2), и второй поменьше (для индивидуальных практик). По словам Василия Урбаневича, заместителя генерального директора "АВЕНТИН — Недвижимость", аренда обойдется от 500–1, 5 тыс. рублей за 1 м2 в спальном районе и от 800–1,5 тыс. рублей за 1 м2 в центре. Второй вариант — построить все с нуля, сделав упор на комфорт, оснастив центр просторными раздевалками, отдельным гардеробом, душевыми и т. д. Это обойдется, на примере петербургских студий, примерно в 13 млн рублей. В этом случае выбор владельцев основывается на возможности вложить средства в дело, которое не принесет моментальной прибыли. Срок окупаемости в этом бизнесе составляет от 3 лет.
Местоположение. Его каждый выбирает, основываясь на своих приоритетах: если окна выходят на улицу — легче рассказать о себе, если рядом метро — легче привлечь людей. Важно подумать о тех, кто приедет к вам на машине (а таких будет немало), а значит, заранее продумать вопрос с парковкой. Многие размещают йога–студию в спальном районе, основываясь на том, что человеку легко пройти несколько метров от дома до студии.
Персонал. Участники рынка дают совет новичкам: пригласить двух или трех преподавателей, уже известных в городе, к которым стопроцентно будут ходить люди. Вместе с этим нужно выращивать новые кадры, искать перспективных в "йога–тусовке". Набор преподавателей проходит по стандартной схеме: резюме, собеседование, рекомендации от старших преподавателей. Инструктор должен быть не только сертифицирован, главное, чтобы на него пошли люди, чтобы его оценили клиенты. Для этого важно поддерживать преподавателей в их начинаниях, в желании развить ту методику, которую они преподают. Небольшому центру достаточно пригласить на работу шесть инструкторов и двух администраторов. Зарплата инструкторов составляет от 100 рублей с каждого человека в зале, администраторов — 15 тыс. рублей в месяц. Очень важны толковые администраторы, разбирающиеся в йоге и готовые выполнять роль гостеприимного хозяина.
Читайте также:
Йоги восстали против коррупции
Продвижение. Фаворит в размещении рекламы — Интернет. В среднем у крупных центров уходит на продвижение в Интернете в месяц около 60 тыс. рублей, к этому нужно добавить периодические размещения в журналах, газетах и т. д. У небольших центров расходы в месяц на рекламу могут ограничиться 7 тыс. рублей. У каждой йога–студии есть странички в социальных сетях. Тех, кто уже занимается, информируют о новых предложениях и бонусах с помощью sms–рассылок или через e–mail — это помогает поддерживать диалог с клиентами.
Другие услуги. Прибыль принесет продажа сопутствующих товаров и услуг: spa–программ, массажей, товаров по уходу за телом, продуктов, предназначенных для здорового питания, книг. Дополнительно принести доход смогут индивидуальные занятия, организация семинаров.
На фото: Ольга Водова
Например, Ольга Водова пришла руководить йогами из бизнеса по продаже одежды. Работа поменяла ее жизнь, хотя сначала она была настроена скептически. Ольге ее карьеру 9 лет назад предсказала ее знакомая йогиня, приехавшая погостить из Техаса. В тот момент Ольга работала руководителем отдела в одной крупной петербургской компании, занимавшейся продажей женской одежды. "Она увидела меня в окружении преподавателей. И предложила: а давай откроем йога–центр в Петербурге (у нее на тот момент уже был опыт и своя йога–студия в Техасе)", — рассказывает Ольга Водова. В тот момент Ольга замахала руками и забыла о разговоре. Однако через несколько лет обнаружила себя именно в такой компании. На тот момент Ольга уже дружила с будущими учредителями "Сферы", и, уже после того как центр проработал год, они предложили ей стать директором и войти в состав соучредителей. Сейчас Ольга занимается всеми основными вопросами: подбором персонала, всеми организационными вопросами. По ее словам, путь от руководителя отдела до директора крупнейшего йога–центра СПб стал для нее большой школой в личностном плане. "Другая работа — другая жизнь", — говорит она. Владельцы йога–центров, которые открывались первыми в Петербурге в 2000 году, отмечают, что изменился круг владельцев йога–студий. "Если так или иначе все первые центры йоги были основаны преподавателями йоги, то последние 2,5 года начали появляться студии йоги, основанные как инвестиционные проекты", — отмечает Александр Никитин, владелец Аштанга Йога Центра, начинавший в 2000 году с занятий в арендованных залах и впоследствии создавший свой крупный центр.