"Тотальный контроль не выгоден экономически"

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

О том, зачем нужно электронное правительство, и когда мы будем голосовать через Интернет, рассказал "ДП" председатель комитета по информатизации и связи Петербурга Александр Демидов.

"ДП": Что же такое электронное правительство?
Александр Демидов: В нашей законодательной базе нет четкого определения термина "электронное правительство". Оно и не требуется, главное — понимать суть процессов. Честно говоря, это словосочетание не в полной мере отображает весь комплекс мероприятий. В первую очередь, электронное правительство — это максимально качественное и прозрачное взаимодействие между властью, бизнесом и жителями. К примеру, это автоматизация рабочих процессов в государственном секторе, которая оптимизирует работу с документами и существенно упрощает взаимодействие с гражданами и бизнесом, планомерный переход на электронный документооборот и поэтапный отказ от бумажных документов.
И конечно же электронное правительство — это доступ к государственным услугам через Интернет и с использованием других цифровых коммуникаций. Гражданам больше не потребуется собирать документы и справки в разных инстанциях — все данные передаются внутри государственных структур в цифровом виде. Это новый, более удобный, доступный и прозрачный формат взаимодействия государственных органов с гражданами. Запросы уже в электронном виде попадают в нужные инстанции, автоматически собираются все нужные сведения из информационных баз различных ведомств, и ответственный чиновник принимает решение по запросу гражданина. А гражданин получает ответ через интернет-сайт. Быстро, удобно и никакой коррупции.
Сейчас в Петербурге развивается сеть районных многофункциональных центров. По своей сути — это единый операторский центр, где от граждан принимаются запросы в различные государственные органы, переводятся в цифровой формат и направляются в нужную инстанцию, а потом поступившее решение выдается гражданину. Внутри самого центра и при передаче между структурами все документы имеют электронный вид и заверены электронной цифровой подписью.
Первые пять пилотных центров мы открыли в 2008 году, а сейчас уже закончили внедрение МФЦ во всех районах, а также 25 июля открылся межрайонный многофункциональный центр. Число обращений в месяц сейчас превышает 100 тыс., это говорит о том, что людям понравилось и они доверяют такому способу получения государственных услуг.
"ДП": Но это все услуги для физических лиц или же и для юридических тоже?
Александр Демидов: На данный момент ни одно юридическое лицо не воспользовалось услугами районных МФЦ, хотя такая возможность у них, конечно, есть. Также скоро откроется первый многофункциональный центр для юридических лиц. Создание комплексов, где и физические и юридические лица могут сразу получить и региональные и федеральные услуги, имеет за собой большое будущее. И если опыт с открытием МФЦ для юридических лиц также получит свое распространение, то в дальнейшем мы пойдем на то, чтобы больше услуг для юридических лиц стали доступны в районных МФЦ. Посмотрим, насколько предпринимателям будет удобно. Думаю, где-то за полгода мы сможем сделать выводы и тогда уже открывать в наших МФЦ окна для приема юридических лиц.
"ДП": Услуг, которые можно получить через Интернет, не так много?
Александр Демидов: Всего в реестре сейчас присутствует 234 государственные услуги, весь их перечень есть на сайте www.gu.spb.ru. Непосредственно через сайт самих услуг предоставляется не много, по большей части здесь представлена информация и консультации о порядке их получения, бланки заявлений с комментариями и пояснениями. Но уже работающие на сайте сервисы приема заявок в органы ЗАГС пользуются огромным спросом. Это регистрация новорожденных, постановка детей в очередь в детские сады, подача заявлений на регистрацию брака.
Постепенно количество услуг, предоставляемых через сайт, будет расти. В идеале через Интернет можно будет получить такой же набор услуг, как и через МФЦ.
Пока же такое малое количество услуг связано с проблемами законодательного характера. Мы ждем от федеральных органов государственной власти решения о персональной идентификации. Без введения универсальной электронной карты невозможно в полной мере обеспечить требование 152 федерального закона "О персональных данных". Мы должны дать гарантии, что за вас никто не подаст заявление, используя ваши данные.
Для этого во всем мире используют идентификаторы. Как правило, это SIM-карта, которая может располагаться в кредитке, в специальной карточке или даже в мобильном телефоне.
Правительство России выпустило постановление о внедрении универсальной электронной карты, которая будет являться ключом для оказания госуслуг. К концу года мы планируем выпустить и внедрить в Петербурге пилотную партию из 10 тыс. таких универсальных электронных карт.
Сейчас же мы реализуем через Интернет такие услуги, которые на первом этапе не требуют абсолютной идентификации гражданина. К примеру, запись на заключение брака. Все равно для подтверждения этой записи вы должны будете прийти в органы ЗАГС и поставить свою живую подпись. Когда же у вас будет идентификатор, этого не потребуется, будет достаточно электронной цифровой подписи. Но торжественный обмен кольцами должен обязательно состояться — останется только прийти во дворец бракосочетания в тот день и в то время, которое сами выбрали, и заключить брак.
"ДП": Не могут ли возникнуть проблемы с безопасностью данных?
Александр Демидов: Алгоритм работы по предоставлению услуг в электронном виде основан на том, что не создается никакой суперуниверсальной базы данных, содержащей исчерпывающее досье на человека, которое бы злоумышленник мог взломать и узнать все подробности личной жизни. Такой базы просто не существует, и мы не планируем ее создавать.
На самой карте не будет содержаться никаких данных кроме Ф.И.О. и кода, который является ключом для доступа к различным базам данных. Вторую часть секретного кода, так же как PIN-код от банковской карты, знаете только вы.
Орган государственной власти также не может ничего украсть, так как данные хранятся в различных местах: данные по пособиям на ребенка хранятся в базе данных комитета по социальной политике, по квартплате – в комитете по жилищной политике, по тому, в какой детсад ходит ваш ребенок, — в комитете по образованию. И эти базы не пересекаются. Все они защищены, и взаимодействие между ними проходит по защищенным каналам.
"ДП": Но нередко можно увидеть базы данных в продаже.
Александр Демидов: Последний случай утечки информации из государственной базы данных был более 10 лет назад. Если вы и видите в продаже что-то подобное, знайте, что это устаревшая информация. Сейчас защита в разы надежнее. В частности, разработчики программной основы сети МФЦ и интернет-портала прошли сертификацию на создание и сопровождение систем защиты и безопасности информации, включая выполнение требований ФЗ -152, а это свидетельствует о высоком уровне встроенной защиты.
"ДП": Когда все граждане получат универсальные карты, МФЦ станут не нужны?
Александр Демидов: Мы прекрасно понимаем, что у нас большое количество пожилых людей, которые в силу каких-либо причин не могут пользоваться Интернетом. Также не исключены обстоятельства временного отсутствия доступа в Интернет, а необходимые бумаги нужно срочно оформлять. Поэтому часть МФЦ точно останется.
"ДП": Кто учит граждан пользоваться интернет-приемными?
Александр Демидов: Сейчас специальной просветительской работы не ведется. Граждане, которые имеют высокий уровень компьютерной грамотности, осваивают интернет-приемные самостоятельно. Тем более, на сайте сделана качественная система подсказок и пояснений.
К сожалению, о полноценном обучении говорить не приходится, хотя это одна из важнейших составляющих. Безусловно, мы будем двигаться в этом направлении. Несколько лет назад я знакомился с подобным опытом в Финляндии. По улицам ездили автобусы, оборудованные компьютерами, доступом к Интернету, и людей прямо в их дворах обучали азам работы на компьютере — в текстовых редакторах, в поисковых системах, в социальных сетях.
У нас данная работа пока организована с людьми пожилого возраста в домах-интернатах. Существует также достаточно успешный проект "Бабушка-онлайн, Дедушка-онлайн", где представители нашего комитета, студенты вузов бесплатно обучали пожилое население нашего города азам работы на компьютере. Это, кстати, очень востребованная услуга среди людей с ограниченными возможностями, для них же открывается дополнительное окно в мир.
"ДП": Какие проблемы, кроме недостаточной компьютерной грамотности, возникают в работе МФЦ?
Александр Демидов: Никакая система не может учесть все нюансы обращений, с которыми может прийти гражданин, и проблемы, конечно, возникают. В первую очередь они связаны с человеческим фактором. Мы не можем себе позволить содержать в центрах государственных служащих, потому что это очень дорого. Госслужащий должен принимать решения, а не сидеть на сборе документов.
В МФЦ работают очень хорошие специалисты, но их надо воспитывать. Если начинающему специалисту попадается какой-то сложный случай, он может дать не вполне корректную консультацию. Но над каждым специалистом есть старший, опытный и разбирающийся в ситуации инспектор. При совсем сложном случае он созванивается с соответствующим исполнительным органом государственной власти для того, чтобы человек без очереди пришел туда и решил свои вопросы.
Но, повторюсь, такое случается в сложных случаях, потому что на все остальные государственные услуги разработаны административные регламенты и существует алгоритм, по которому действует сотрудник МФЦ.
Если возникают какие-то проблемы при получении услуг через электронную приемную, обращайтесь к нам в комитет — мы внимательно рассматриваем все обращения.
"ДП": Создание электронного правительства полностью финансируется из городского бюджета. Сколько уже выделено на реализацию этой программы?
Александр Демидов: Для функционирования системы электронного правительства необходимы три составляющие — инфраструктурная, строительная и техническая.
Инфраструктуру, то есть электронные каналы связи, мы обеспечиваем за счет строительства Единой мультисервисной телекоммуникационной сети (ЕМТС). На данный момент ЕМТС охватывает более 2000 объектов – это все органы государственной власти и большая часть подведомственных учреждений — больницы, поликлиники, школы, детские сады. Те инвестиции, которые мы вкладывали в создание ЕМТС с 2001 года, помогли нам на сегодняшнем этапе быстро реализовывать, такую задачу, как запись ребенка в детский сад. Очень актуальная для Петербурга проблема.
Сложно оценить эту составляющую – она многолетняя. В этом году на ЕМТС, на подключение к ней дополнительных объектов, тратится порядка 500 тыс. рублей. Конечно, мы используем ЕМТС не только для предоставления услуг населению и нельзя напрямую вкладывать эту сумму в затраты на электронное правительство.
Вторая составляющая — это строительство МФЦ. Строительство центров, с одной стороны, напрямую не относится к электронному правительству, но с другой – без здания, без наполнения их мебелью оно не сможет работать.
Третья составляющая – техническая, то есть компьютеры, серверы, телекоммуникационное оборудование. Это наши прямые затраты. Если говорить о создании МАИС МФЦ (Межотраслевой автоматизированной системы обеспечения деятельности многофункциональных центров), то ее стоимость в самом значимом, 2010 году, составила 159 млн руб.
Все эти расходы – это инвестиции в экономию и в рост эффективности. Сокращение накладных расходов, сокращение трудозатрат за счет ускорения принятия решений, повышение эффективности работы госорганов – все это просчитываемо и с избытком покрывает расходы на внедрение системы. А ведь еще нужно учесть то, что граждане тратят на все это меньше своего личного времени.
ДП: Во сколько обходится открытие одного МФЦ в Петербурге?
Александр Демидов: Стоимость создания одного центра зависит от многих факторов – его площади, количества необходимой техники, текущего состояния объекта, если это не новое здание, а приспособленное помещение, и так далее. В среднем затраты на открытие одного окна для приема граждан составляют 1,5 млн руб. Количество окон в центрах варьируется от 6 до 30.
ДП: Как думаете, можно ли будет в будущем не тратить свое время и на поход на избирательный участок, а голосовать через интернет?
Александр Демидов: Технически, в этом нет никаких сложностей. Это давно доказали наши соседи даже из бывших советских республик в Прибалтике. Мы ознакомились с реализацией электронного правительства в Эстонии. Из миллиона населения там 990 тыс человек имеют электронную карту. При помощи этого идентификатора с любого компьютера, с любого терминала они могут проголосовать, что уже было успешно опробовано.
Для того, чтобы было возможно голосовать через интернет, нужно максимально охватить население, а в России это 142 млн человек. Если отъехать на 300-500 км от крупных городов, вы увидите совсем другую картину в плане проникновения информационных технологий.
Но крупным городам, миллионникам, я думаю, пора переходить на электронное голосование, потому что это откровенно сэкономит огромные средства, которые лучше направить на социальную сферу.
ДП: Вы назвали Эстонию, а у каких еще стран нам стоит поучиться в этой области?
Александр Демидов: Лидером в этой сфере считается Австрия. Решающий шаг они сделали еще в 2004 году. Тогда было принято решение, что документом — основным, подлинным документом является документ в электронном виде. Это закреплено в законодательстве Австрии. Там прописано, что любая распечатка — это копия. Люди воспринимают как истину то, что видят на экране, и им не надо ничего больше требовать от чиновника. Когда мы наконец-то сделаем такой шаг – я уверен, что все кардинально изменится.
Но и в Австрии пока не всем комфортно общаться с компьютерами. Только 25 % населения там пользуются государственными слугами в электронном виде, через интернет. При этом бизнес использует эти возможности более активно — 60-70 % юридических лиц общается с государством только в электронном виде. Внедрение методов электронного правительства в Австрии началось в 2002 году.
Уже сейчас у нас звучат некоторые протестные настроения по поводу электронного правительства. Некоторые говорят, что универсальные электронные карты противоречат их мировоззрению, вере. В Австрии тоже так было. Там было принято решение внедрять УЭК посредством карточки социального страхования и, таким образом, все, кто отказывались от первой отказывались и от последней.
Я не сторонник таких резких мер, я считаю, все должно быть постепенно. Люди сами поймут, как это удобно. Когда открывались первые МФЦ, тоже было много разговоров о том, что никто не будет сюда приходить. А пройдет еще пара лет, и никто не вспомнит, что можно было обращаться в органы государственной власти только два дня в неделю.
ДП: А какими по вашим прогнозам будут взаимоотношения государственной власти и граждан в 2025 году? Стоит ли нам опасаться тотального контроля?
Александр Демидов: По мере увеличения компьютерной грамотности населения использование цифровых коммуникаций будет расти. Опять же большое значение имеет развитие коммуникационной сети. Скорее всего, мы будем иметь постоянный свободный доступ к интернету. От бумажных паспортов перейдём к электронным чиповым устройствам. А значит, каждый из нас будет иметь доступ к самому широкому спектру государственных услуг всегда и везде.
Но я бы не стал боятся риска тотального контроля. Создание такой системы хоть и возможно, но имеет огромную стоимость. В России большинство государственных услуг предоставляется "по запросу". Даже регистрация новорожденного. И вряд ли есть экономическая целесообразность перехода на принцип "автоматически". А без этого создание системы тотального контроля хоть каких-то сторон нашей жизни невозможно. В отдельных странах Европы некоторые государственные услуги построены по "автоматическому" принципу, но там совершенно иная численность населения, да и коммуникационная сеть развита гораздо больше.
Так что внедрение современных коммуникаций не грозит нам тотальным контролем ни по экономическим, ни по техническим причинам.