Брат погибшего при крушении Ту-154 президента Польши Леха Качиньского Ярослав резко раскритиковал итоговый доклад Польши по смоленской авиакатастрофе. Из отчета следует, что причиной крушения авиалайнера вероятнее всего стала ошибка пилотов, вызванная плохими метеоусловиями и "психологическим давлением".
"Премьер Туск не имеет смелости, чтобы взять на себя ответственность за катастрофу и перебросил ее на помощников", - сказал лидер польской оппозиции, комментируя доклад и последовавшую за ним отставку министра обороны.
"Туск ответствен за то, что Россия вела следствие, за игру, которую он вел с россиянами. Мы выясним это дело, так как это наша обязанность во имя тех, кто погиб и тех, кто живет", - сказал он.
Многостраничный отчет о катастрофе, в результате которой в апреле 2010 года под Смоленском погиб президент Польши Лех Качиньский суммировал данные следствия. Отчет, который 29 июля 2011 года представила специальная комиссия, называют окончательным. При этом резонансное дело по факту гибели Леха Качиньского и еще 95 человек (88 пассажиров и 7 членов экипажа Ту-154), может быть продолжено.
10 апреля 2010 года президентский Ту-154 должен был доставить в Смоленск польских политиков, военных, общественных и религиозных деятелей. Делегация намеревалась посетить мемориал в Катынском районе Смоленской области, где в 1940 году 5 марта по решению суда тройки НКВД СССР были расстреляны 20 тысяч польских пленных.
На подлете к Смоленску, в 1,5 км от взлетно-посадочной полосы местного аэропорта "Смоленск-Северный" самолет прошел ниже уровня глиссады (траектория полета летательного аппарата перед посадкой) и, задев деревья, рухнул на землю. Бортовые самописцы перестали работать за несколько секунд до падения. Среди версий рассматривалась возможность теракта.
В пятницу 29 июля МВД Польши опубликовало "окончательный отчет" Комиссии государственной авиации Польши и военной прокуратуры в связи с расследованием гибели Леха Качиньского, которое длилось 14 месяцев. Из отчета следует, что причиной крушения авиалайнера вероятнее всего стала ошибка пилотов, вызванная плохими метеоусловиями и "психологическим давлением". После чрезмерного снижения экипаж просто не успел набрать высоту, чтобы после неудачной попытки посадки зайти на второй круг. Президент спешил.
Кроме того, количество посадочных мест на самолете было увеличено до 92 без технического согласования, а пилоты не понимали по-русски и поэтому не могли общаться с диспетчерами "Смоленска-Северного".