Финны меняют ВТО на российский лес

Финляндии нужен круглый лес из России. Чтобы восстановить объемы импорта, требуется снижение пошлин. Ожидания финнов связаны с грядущим вступлением России в ВТО.

В 2010 году из России в Финляндию было экспортировано 6,4 млн м3 круглого леса и лесоматериалов. Это почти на 20% больше, чем в прошлом году. Однако в абсолютном выражении объем по-прежнему более чем в 2 раза меньше, чем в пиковом 2005 году, когда в Финляндию было вывезено 14,8 млн м3 леса.
Пошлины заморожены
Кампания по повышению пошлин на вывоз круглого леса началась в 2006 году. С 1 января 2009 года пошлины на круглый лес составили 25% от таможенной стоимости груза, но не менее 15 евро за кубометр. Исключением является необработанная лиственная древесина диаметром менее 15 см: на березу установлена нулевая пошлина, а на осину -- 10%, но не менее 5 евро за кубометр.
После этого Финляндия начала перестраивать работу своей лесной промышленности так, чтобы сократить импорт леса из России и в значительной степени рассчитывать на местное сырье.
Планировалось, что уже с 2009 года пошлины вырастут до заградительного уровня -- до 80% таможенной стоимости, или не менее 50 евро за кубометр. Но в 2009 и 2010 годах действовал мораторий на рост пошлин, чему способствовало давление со стороны Евросоюза. Мораторий был продлен на 2011 год -- в обмен на то, что Россия вступит во Всемирную торговую организацию до конца 2011 года. А после принятия в ВТО Россия и вовсе может отменить пошлины на вывоз леса. «Когда Россия вступит в ВТО, Финляндия будет импортировать лес, как и раньше», -- отмечает менеджер по отношениям с Россией Finnish Forest Industries Юкка Халонен.
Компьютерная эра
Снижение объемов поставок леса из России было связано не только с таможенными пошлинами, но и с кризисом перепроизводства во всем мире. Прежде всего это коснулось производства бумаги. «Тиражи газет в Северной Америке упали в 2 раза, потребление бумаги резко сокращается, потребители активно переходят на электронный документо­оборот», -- рассказывает вице-президент Finnish Forest Industries Антро Сяйля. Спрос сместился на рынки России, Китая и Индии.
Не отходя от леса
Основным мотивом повышения пошлин на лес было развитие лесообрабатывающей промышленности в России. Частично это принесло свои плоды: инвестировать в производство стали сами финны. «До повышения таможенных пошлин мы вывозили древесину в Финляндию, а сегодня мы используем ее на нашем производстве в России», -- говорит вице-президент по России UPM Арто Ювонен.
За последние 15 лет финские компании инвестировали в российский лесной сектор миллиард евро, построено три лесопильных, один фанерный и четыре завода по производству картона.
Эвкалипт vs. береза
Основной причиной того, что спрос на российский лес сохраняется, является его цена. «Ценовую конкуренцию мы проигрываем -- у России есть свои возможности снижать себестоимость круглого леса», -- отмечает Юкка Халонен. Например, по данным Finnish Forest Industries, стоимость хвойного пиловочника с доставкой до лесопилки из финского леса составляет 65 евро, а из российского -- 55 евро за 1 м3.
Правда, в последнее время у России появился серьезный конкурент -- Латинская Америка с южными плантациями в Чили, Аргентине. «Производство эвкалипта плюс транспорт дешевле, чем финский лес», -- говорит глава департамента глобальной ответственности Stora Enso Терхи Корпийярви. Кроме того, в Южной Америке предприятия лесного сектора имеют возможность сами сажать плантации -- «урожай» эвкалипта можно собирать уже через 7 лет, тогда как на возобновление леса в России или в Финляндии уйдет не менее 70 лет. Кроме того, в конкурентную борьбу за размещение производства активно включаются Китай и Африка. Тем не менее спрос на российскую древесину остается высоким, прежде всего на березу. «Если пошлины снизятся, то мы попытаемся вновь увеличить закупки березы в России, так как в Финляндии ее недостаточно», -- говорит менеджер по связям с общественностью Stora Enso Wood Supply Russia Ханну Лииматта. За несколько лет импорт березы упал в 4 раза.
Щепки летят к соседям
Одной из тенденций нового времени стал рост экспорта из России щепы и опилок, рассказывает Юкка Халонен. В 2010 году в Финляндию было ввезено 2,5 млн м3 щепы и других древесных отходов, тогда как до 2009 года объем не превышал 1 млн м3 в год.
Причин для этого несколько. Во-первых, отходы можно вывозить из России беспошлинно. Во-вторых, непосредственно в России они никак не используются. У соседей же спрос на отходы растет -- они перерабатываются для получения электроэнергии. В соответствии с директивами Евросоюза, к 2020 году используемое топливо на 20% должно быть возобновляемым, и щепки с опилками вполне соответствуют этим требованиям. Так, компания UPM-Kymmene все отходы лесопильного производства из России привозит на свою фабрику Kaukas в Лаппенранте и, используя их, производит половину энергии, потребляемой на ЦБК.
На заводе компании Stora Enso в городе Иматра из отходов получается 52% электроэнергии, потребляемой предприятием. «Производство целлюлозы дает больше энергии, чем потребляет», -- отмечает Юха Оксанен, менеджер по защите окружающей среды Stora Enso Packaging.
В будущем UPM планирует производить из древесных отходов биодизель и биобензин.
Исследовательский центр Forest Cluster разработал четыре сценария развития леспрома до 2030 года. В лучшем варианте Россия становится частью мирового рынка и развивает биоэнергетику. В худшем -- закрывает рынок и возвращается к политике железного занавеса. Какой из сценариев оправдается -- будет видно в процессе вступления в ВТО.
Лесной сектор Финляндии
Интенсивное лесопользование
Быстрая регенерация лесов
Полная утилизация отходов от рубки леса
Транспортировка не более чем на 100 км
Лесной сектор России
Экстенсивное лесопользование
Медленная регенерация лесов
Отходы от рубки не утилизируются
Транспортировка в среднем на 170 км
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты