Страховщиков расстроили «Фокусы»

Петербург по-прежнему считается столицей автоугонов. В этом году первую строчку, по версии страховщиков, заняла бюджетная модель Ford Focus, ранее не входившая в Топ-5.

По каско в Петербурге страховщики за 2010 год собрали 17,1 млрд рублей, а выплатили 14,4 млрд (затраты на ведение дел и комиссионное вознаграждение посредникам в выплатах не учитываются). По мнению Евгения Дубенского, главы Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада, каско для большинства игроков убыточно, а хорошим результатом считается работа «в ноль».
Угонный Петербург
Такая картина складывается в том числе из-за угонов. Их доля в выплатах достигает 30-40%, и это очень высокий показатель. Например, в Мурманске, по данным Евгения Дубенского, угоны фактически отсутствуют. В среднем российском городе обычно доля краж не превышает 10%.
«Даже в Москве угонов меньше, чем в Петербурге, так как сильна конкуренция между силовыми структурами», -- говорит Евгений Дубенский. Он признает, что Союз страховщиков фактически не может изменить ситуацию. «Система не настроена ловить преступников, и угоны в Петербурге -- это налаженный бизнес. Машины находятся скорее случайно», -- заключает эксперт.
«ДП» попросил компании «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах» и «Ренессанс страхование» предоставить данные по угонам. Эти три страховщика -- лидеры рынка и суммарно контролируют в Петербурге 44,6% каско. Эксперты этих компаний отмечают, что основная тенденция для Петербурга -- это рост количества угоняемых машин самой массовой иномарки российской сборки Ford Focus.
«В прошедшем году проявился интерес криминальных специалистов к недорогим автомобилям, что объяснимо резким ростом спроса на запчасти», -- объясняет Константин Алтунин, руководитель центра урегулирования убытков филиала «Росгосстраха».
По его словам, всплеск таких краж был связан не только с наибольшим объемом продаж этой иномарки на российском рынке, но и близостью к городу самого предприятия (Всеволожск). Кстати, в «Росгосстрахе» говорят, что прирост числа угонов, заявленных в Петербурге, составил 10,6% по сравнению с 2009 годом.
Немецкая «бомба»
Не менее важный показатель, чем количество угонов, -- их частота. В «РЕСО-Гарантия» отмечают, что если анализировать статистику по частотности угона, то самой рискованной иномаркой является BMW X6 -- угоняется семь из 100 застрахованных машин. Иномарки Lexus LS и Nissan Primera также находятся в группе риска -- здесь похищается каждая пятая машина из 100. Чуть реже (примерно четыре из 100) -- убыточность по угонам для BMW 325 и Mitsubishi L200.
«В конце 2009 года произошел резкий всплеск угонов BMW Х5 и Х6, в 2010 году высокая частота угонов этих моделей сохранилась», -- комментирует директор управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Денис Чигарев. По данным компании, с наибольшей частотой похищают именно BMW X6 -- каждый 16-й автомобиль этой модели.
Особенно сильно пострадало от угонов этой модели «РОСНО», которое (наряду с «Ингосстрахом») позиционирует себя как страховщик машин премиум-класса. В 2006 году «РОСНО» запустило федеральную программу для клиентов официальных дилеров BMW, поэтому именно по этой марке у него основной убыток. Так, угоняется каждая 10-я из застрахованных компанией BMW X6.
Опасные «японцы»
Денис Чигарев отмечает, что в 2010 году в топ-лист традиционно часто угоняемых моделей также входили Mazda 3-й и 6-й моделей и отечественные марки. «Большинство машин Lexus и Honda входят в группы риска, их угоняют на перепродажу», -- отмечает генеральный директор страховой компании «Авеста» Сергей Сафронов. По его мнению, бюджетные иномарки чаще всего нужны для разборки.
Причем всплеск по их угонам прямо связан с дефицитом либо высокой стоимостью запчастей.
До 30% упали тарифы на каско в кризис. В конце 2008 года страховщики работали по себестоимости или даже в убыток. В 2010 году стоимость полисов каско немного выросла.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты