Арендовать или нет -- вот в чем вопрос

Если до кризиса строители предпочитали технику покупать, а не арендовать, то после него они стали более внимательными к рынку аренды строительной техники.

Динамика рынка аренды строительной техники напрямую зависит от темпов развития строительства. За время кризиса доходы компаний, предоставляющих в аренду строительную и специальную технику, по данным Единой информационной системы арендной отрасли России B2B-rent, снизились в среднем на 28,6%.
Однако за прошедший год вслед за постепенным восстановлением строительного рынка приходит в норму и рынок аренды стройтехники. Сегодня средний доход арендной компании составляет 100-150 млн рублей в год. Общий оборот рынка в 2010 г. оценивается примерно в 50 млрд рублей, что на 15% больше, чем в 2009 г.
Схожие судьбы
В целом российский рынок аренды строительной техники во многом повторяет судьбу зарубежного, где около 20% доходов приходится на 10 крупнейших арендодателей.
«До кризиса рынок аренды изобиловал мелкими компаниями, в наличии у которых были одна-две единицы техники, -- рассказывает управляющий директор ГК «КрашМаш» Александр Васильев. -- Многие из них кризис не прошли, и сейчас на рынке в основном средние и крупные компании, предоставляющие широкий выбор».
Компании среднего размера укрупняются, что должно привести к повышению уровня сервиса. Однако рынок аренды строительной техники в России назвать развитым пока нельзя. «Рынок находится на начальном этапе развития, -- говорит генеральный директор компании Garrett Group International Милтон Гарретт. -- Но при этом активно развивается, и руководители строительных компаний все чаще начинают делать выбор в пользу аренды, нежели покупки оборудования». Таким образом, получается, что кризис подтолкнул рынок аренды к развитию. «В 2010 г. многие строительные компании стремились экономить на высокотехнологичном оборудовании, -- говорит генеральный директор ЗАО «Крамо» Виктория Султанова. -- Такой подход не оправдал себя, поскольку невысокая скорость выполнения работ вела напрямую к увеличению стоимости объекта в целом». В этом году клиенты активно ведут диалог с арендными компаниями о том, как уменьшить сроки и издержки. В частности, они планируют, какое оборудование им может потребоваться в будущем.
Связь напрямую
Еще одним трендом в 2010 г. стала специализация компаний. «Если раньше арендодатели кроме сдачи техники выполняли другие работы, например, по благоустройству территорий или демонтажу зданий, то сегодня таких компаний становится все меньше», -- говорит Александр Васильев. Укрупнение бизнеса приводит к уменьшению роли посредников. Строители были вынуждены к ним обращаться, когда на рынке было много небольших компаний, так как выяснить самостоятельно, где какая техника есть в наличии, было сложно. Агентское вознаграждение доходило до 20%. Сейчас строители предпочитают работать с арендодателями напрямую.
Возобновляется ряд крупных инфраструктурных проектов, банки вновь начинают кредитовать девелоперов, что вселяет оптимизм в участников рынка. «В 2011 г. планируется 15-20%-ное увеличение объема арендного рынка Петербурга в целом», -- говорит Виктория Султанова. Прирост ожидается за счет увеличения числа строительных проектов, в особенности жилищных и финансируемых за счет госбюджета. Если в 2011 г. ожидания экспертов оправдаются, то при значительном росте объема строительных работ услуги по аренде строительной и спецтехники будут весьма востребованы.
Спрос приводит к росту цен
Рост цен начался с сентября 2010 г. В среднем цены выросли на 35-40% и вышли на докризисные показатели, особенно по популярным моделям. Зимой наиболее популярны дизельные электростанции, летом -- техника для общестроительных работ.