Родные угодья с прошлой тоской

В Al Gallery проходит выставка Ильи Орлова «Проселок». На ней представлена новая серия пейзажей. Эти ухабистые сельские дороги, заболоченные луга, перелески можно увидеть под Вышним Волочком, в Гатчине или деревне Неурожайка, воспетой Некрасовым в «Кому на Руси». Со времен передвижников бескрайние российские просторы навевали на художника светлую тоску. Пейзажи Ильи Орлова тоже погружают нас в меланхолическую созерцательность. Правда, сегодня это русское народное чувство принято считать сложносочиненным.

Его можно сравнивать с впечатлениями от английской и французской пейзажной живописи XIX века или от прогулок среди пейзажных картин Павловского парка. Оно знакомо нам по живописи Валерия Кошлякова и Владимира Шинкарева. Илья Орлов ищет свой стиль, не менее эклектичный, чем опыт разных предшественников, которым он вдохновляется. Некоторые его работы -- размытые потрескавшиеся картины с потеками краски. Другие -- черно-белые картины, имитирующие контрастный рисунок тушью. Рисунки же на черной бумаге напоминают нерезкие кадры, снятые старой любительской кинокамерой. Однако в этом разнообразии нет ни постмодернистской игры цитатами и ассоциациями, ни эстетской надуманности.
Пейзажи Ильи Орлова -- это размышления о возможности пейзажа в современном искусстве, где живопись сосуществует с инсталляциями, видео и медиа-артом, выдерживая натиск философствующих арт-критиков. Эти картины побеждают интеллектуализм и новейшие технологии живописной выразительностью. Они редко воспроизводят реальный ландшафт или его фотографию, рождаясь из фактуры старых ленфильмовских стендов. Художник часто пользуется подсказками материала, превращая в облачное небо розоватый развод, пробивающийся сквозь слои белого, или дорисовывая угловатый лес из паутины кракелюров. Аналогичным образом из фактуры грубой упаковки рождались виды Обводного канала -- дебютная выставка Ильи Орлова, прошедшая пару лет назад в галерее Navicula Artis. Прежде чем стать художником, он был рок-музыкантом, журналистом, учился в Смольном институте свободных искусств и наук. Несколько десятков видов Обводного в районе газгольдеров и Балтийского вокзала были выполнены на картоне из-под хозяйственных коробок, который при обработке давал насыщенные пастельные цвета, делающие виды городских задворок ирреальными.
Серия, выставленная в Al Gallery, рисовалась с левитановской тоской под впечатлением эссе Мартина Хайдеггера «Проселок» -- размышлении об исконных ценностях культуры и личного опыта. У этого текста и этих картин есть общая тема -- родина. Такой серьезности современные живописцы предпочитают избегать.
Cтанислав Савицкий, арт-критик