В рейтинг вошли самые открытые и активные

Ничего страшного, что у некоторых компаний, которые вошли в рейтинг, в отдельные годы отрицательный рост. Газели могут отдыхать некоторое время.

В рейтинг попали компании, которые предоставили данные о своих оборотах, и они оказались корректными — именно за 3 года, начиная с 2007–го. Многие компании прислали также свои предполагаемые обороты за 2010 год, и они внушают оптимизм и могут быть поводом для гордости.
Как пояснял для "ДП" Андрей Юданов, крупнейший российский специалист по компаниям–газелям, они могут давать и отрицательный рост в отдельные годы или практически находиться в состоянии покоя. Это такое время раздумий для газелей — куда им прыгнуть в следующий раз.
Конечно, в верхних строчках рейтинга находятся компании, которые в суровое кризисное время показали экономические чудеса. И сегодня на конференции ее участники услышат истории об этом, и часть из них в найдете в газете. К остальным мы обратимся в ближайшее время.
В 2010 году собирать рейтинг было необыкновенно трудно. Опробовав в 2009 году методику, подсказанную тем обстоятельством, что наше общество делается все более открытым, мы воспользовались данными государственной статистики и получили огромный список компаний с растущими оборотами. Но попытки идентифицировать некоторые из них и даже найти их в реальности во многих случаях были обречены на неудачу. Мне в прошлом году довелось лично объехать несколько фирм, занимавших высокое место в рейтинге, и найти при этом только формальные, так называемые юридические адреса, то есть никаких следов открытых, растущих и креативных компаний, которыми по определению бывают Gazelle Бизнеса.
В 2009 году для идентификации компаний, названия которых получены от госстатистиков, мы привлекали экспертов. Это были давние ньюсмейкеры "ДП", и они нам здорово помогли, отличая только по названиям и оборотам "мертвые" компании от "живых". Поэтому в этом году мы решили опросить 50 экспертов "ДП" и попросить назвать компании, которые, по их мнению, заслуживают внимания как растущие, открытые и креативные. Эксперты отнеслись к такой просьбе по–разному. Некоторые, особенно лидеры общественных бизнес-объединений, сразу с готовностью называли такие компании, потому что они все на виду и на слуху. Другие, особенно те, кто приближен к власти, отнеслись к нашей просьбе более формально: "...возьмите из таких–то списков".
Но их тоже можно понять. Не хотели никого обидеть. Некоторые эксперты обещали подумать или даже не обещали, а по­просту не стали себя затруднять. В общем, любой опыт — это тоже опыт. Кроме того, на сайте dp.ru в разделе "Gazelle Бизнеса" была размещена анкета, и компании заполняли ее самостоятельно, многие из них попали в рейтинг. Если рассматривать, сколько компаний в итоге вошло в рейтинг "Gazelle Бизнеса", то примерно половина из них пришла самостоятельно, заполнив анкету на сайте, и половина была названа экспертами. Вернее, эксперты назвали гораздо больше компаний, и в этой связи хотелось бы отметить следующее.
В третий кризисный год можно отметить, что российские компании стали более закрытыми. Многие названные экспертами предприятия не стали называть свои обороты, чтобы войти в рейтинг. "Вы знаете, какому прессу различных ведомств и проверяющих мы подвергаемся, — говорили руководители этих компаний, — поэтому опасаемся излишней открытости". Такие же разговоры велись среди будущих Gazelle в далеком уже 2003 году, когда "ДП" составлял рейтинг первый раз, и это многими воспринималось как чудо: неужели найдутся фирмы, которые обнародуют результаты своей работы, и что с ними будет. Можно отметить, что в основном они продолжали расти и занимать лидирующие позиции на рынке, как, например, первая SuperGazelle — компания "Чайная ложка".
Компании Gazelle были выделены американским экономистом Дэвидом Берчем в 1980–е годы. Ученый разделил их на "слонов", "мышей" и "газелей", отметив, что последние дают основной прирост в экономике.