"Охта-Центр" может повторить судьбу Химкинского леса

Мегапроект великого памятника сырьевой экономике России — "Охта-Центр" в теории может повторить судьбу магистрали Москва — Петербург в Химкинском лесу. Петербуржцы Дмитрий Медведев и Владимир Путин уже вступились за зеленую зону Подмосковья, где должна была пройти скоростная трасса.

В России есть два строительных мегапроекта, способных затмить друг друга по масштабам, цене и скандальности. Это строительство 650-километровой трассы Москва — Петербург и архитектурного ансамбля "Охта-Центр" с 400-метровой доминантой.
Оба проекта многомиллиардные. Фигурантами в "деле трассы" являются Внешэкономбанк, Сбербанк, французская "ВИНСИ Консессьон" и т.д. В "деле "Охта-Центра" – сырьевой монополист "Газпром" и частично власти Петербурга.
Главным событием этой недели стало решение о приостановке московского проекта. 26 августа активисты партии "Единая Россия" попросили президента РФ Дмитрия Медведева не рубить Химкинский лес. Ранее его вырубку якобы одобрил мэр Москвы Юрий Лужков. Потом эта информация активно опровергалась. Также известно, что часть леса была выкуплена под стоительство ряда объектов, в частности трассы "Фрормулы-1", супругой мэра Москвы, хозяйкой холдинга "Интеко" Еленой Батуриной.
В среду в Химках около 200 молодых людей, с лозунгами "Отстоим лес" забросали камнями здание местной администрации. Очевидно, что местная администрация в таких случаях вообще ничего не значит, но факт есть факт — в пятницу президент РФ Дмитрий Медведев затормозил проект. Правда, решение было принято не сразу после разгрома админстрации, а уже после обращения товарищей из партии "Единая Россия".
Конечно, "волевое решение" Дмитрия Медведева, которое также поддержал Владимир Путин, очень напоминает предвыборный промоушен. Президентские выборы неумолимо приближаются.
"Здесь два обстоятельства. Медведев пытается противостоять Путину. Вопрос, кто пойдет на выборы, до конца не решен. Кроме того, были суды по вырубке. На Западе президент в такой ситуации должен был бы обратиться за решением в суд, так что запрет — не очень законное решение", — считает научный руководитель Агентства социальной информации Санкт-Петербурга Роман Могилевский.
Политолог, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета Санкт-Петербурга Дмитрий Травин, тоже говорит о политической подоплеке. Но иначе.
"Я не преувеличивал бы влияние общественности. К общественности всегда можно послать ОМОН. Просто Медведев, который идет вторым номером за национальным лидером Путиным, ищет для себя выход. Нашел тему экологии", — комментирует он.
При этом химкинский прецедент остается фактом. Мог бы он, к примеру, ободрить петербуржцев — противников другого масштабного проекта — "Охта-Центра"?
"Думаю, что с "Охта-Центром" все иначе. Исследования показывают, что город расколот надвое. Сторонников Химкинского леса было больше, потому что его объективная ценность выше, а здесь однозначного мнения просто нет", — считает Роман Могилевский.
"Тему "Охта-Центра" Дмитрий Медведев уже поднимал, но робко, через представителей. Есть какие-то кулуарные проекты, но за "Охта-Центром" стоят очень серьезные люди, а за лесом, его вырубкой, никаких особых людей нет. Кроме того, Елена Батурина купила часть леса, чтобы выкупить его у нее обратно, потребуется много денег", — поясняет Дмитрий Травин.
Эксперты также считают, что приостановка химкинского проекта не равнозначна его отмене. Просто сторонам нужно время чтобы договориться. Другое дело, что в политической борьбе "цель оправдывает средства". И если экологическая тема себя исчерпает, почему бы двум президентам не устремиться к новым, пусть и не существующим, высотам.