Экономические ожидания населения возвращаются на докризисный уровень, однако россияне учли уроки кризиса и стали осторожнее подходить к распределению средств в семейном бюджете.
Об этом свидетельствуют результаты
мониторинга платежеспособного спроса на недвижимость, проведенном
управлением анализа и исследований Агентства по ипотечному
жилищному кредитованию (АИЖК) совместно с международным институтом
маркетинговых и социальных исследований "ГФК-Русь".
Опрос населения, проживающего в 149 населенных пунктах
восьми Федеральных округов России, свидетельствует о позитивной тенденции в
настроениях граждан относительно будущего экономики России. Так, 18% опрошенных
согласились с мнением, что экономика восстанавливается, при этом количество
пессимистов по сравнению с февралем 2009 года уменьшилось в 3 раза. Вместе с
тем, очевидным стало и то, что кризис заставил граждан быть консервативнее в
своих тратах и напомнил о необходимости накоплений.
Результаты опроса свидетельствуют об устойчивой тенденции к
пересмотру гражданами необходимости покупки недвижимости. Во 2 квартале 2010
года 61% опрошенных заявили, что не испытывают нужды в приобретении жилья. В
начале года таких людей было на 9% меньше, а в 4 квартале 2009 года – на 14%.
Необходимость увеличения жилплощади оценивается уже не так критично, и все
больше людей считает, что у них нет каких-либо жилищных проблем. При этом
приобретение жилья остается недоступным для 21% населения.
Тем не менее, купить недвижимость в течение 5 лет планируют
13% россиян. 2% из них намерены сделать это в ближайший год.
Во 2 квартале 2010 года доля потенциальных ипотечных
заемщиков снизилась на 3% (с 19% до 16%) и вернулась на уровень февраля 2009
года. Это свидетельствует о том, что россияне стали реальнее оценивать свои
финансовые возможности и больше ориентироваться на собственные, чем на заемные
средства. Тем не менее, среди тех, кто планирует приобретение недвижимости в
пятилетней перспективе, доля собирающихся брать ипотечный кредит выросла с 23% -
в феврале 2009 до 31% - в июле 2010.
В целом количество граждан осведомленных об ипотеке (могут
назвать конкретную ставку по ипотечному кредиту) за этот же период выросло на 8%
и составило 48%. При этом, по сравнению с 1 кварталом 2010 года, люди стали
упоминать более низкие процентные ставки, что объективно отражает
действительность российского рынка ипотечного кредитования.
"Результаты мониторинга наглядно иллюстрируют существенные
изменения в потребительском поведении граждан в сторону более консервативного и
взвешенного отношения к расходам, склонности к сбережениям, а также
переориентации на собственные (незаемные) ресурсы, что, очевидно, является
следствием недавнего кризиса", - прокомментировала начальник управления анализа
и исследований АИЖК Анна Любимцева.