Деловой этикет: эти глаза напротив…

Автор фото: Reuters

Куда мы направляем взгляд, когда смотрим на человека? В первую очередь на его глаза. Даже когда мы видим человека по телевизору, чаще всего смотрим ему в глаза (несмотря на то, что он нас при этом не видит).

Ради интереса попробуйте слушать диктора, глядя на его руки или какую–нибудь деталь одежды. Скорее всего, вам будет неловко и неудобно и очень захочется перевести взгляд обратно на глаза "собеседника".
Существует своеобразный "этикет взгляда": для комфортного общения собеседники должны смотреть в глаза друг другу примерно 2/3 всего времени разговора. Однако слишком долго неотрывно смотреть человеку в глаза не стоит: оптимальная продолжительность взгляда около 10 секунд. Смотреть надо, повернув лицо к собеседнику: взгляд искоса — не для делового общения.
Интересно, что говорящий чаще отводит взгляд в сторону, обдумывая следующую фразу. А слушающий смотрит в глаза гораздо дольше, так как он как бы "меньше занят".
Неприятно, когда собеседник "сверлит" вас взглядом, ни на секунду не отводя глаз, или когда он почти все время смотрит в сторону, демонстрируя тем самым абсолютную незаинтересованность в предмете разговора. Тяжелое впечатление производит взгляд исподлобья. Бывает и так, что собеседник смотрит на вас, но как только вы попытаетесь поймать его взгляд — сразу же отводит глаза. Все это дурные манеры, но "этикет взгляда" нередко нарушают даже самые воспитанные люди.
Деловой этикет: эти глаза напротив… Деловой этикет: эти глаза напротив…
Не стоит рассматривать человека слишком пристально: ни знакомого, ни незнакомого. Особенно если у него имеются физические недостатки. Кроме того, неприлично разглядывать человека, который ест.
Если перед вами несколько участников разговора (даже когда они просто слушатели), необходимо периодически встречаться взглядом с каждым. Конечно, чаще смотрят на самого активного собеседника, но если смотреть в глаза только лидеру, остальные почувствуют себя лишними.
Но когда перед вами большая аудитория, каждому в глаза не посмотришь, хотя зрительный контакт все равно необходим. Есть специальные приемы, создающие у слушателей иллюзию того, что вы встречаетесь взглядом с каждым из них. Это целое искусство — произносить речь, не теряя мысли, и одновременно смотреть в глаза всем присутствующим и следить за их реакцией.