Что такое работа в шоколаде

Владислав Ремиш, председатель совета директоров компании Baccarat, пять лет назад занялся производством ручного шоколада. Несмотря на кризис, бизнес развивается стабильно, а мог бы процветать, если бы не "дефицит торговых площадей".

В 2005 году Владислав Ремиш открыл в Петербурге совместное
российско-бельгийское предприятие по производству сделанного вручную шоколада,
открыл бутик на Петроградской стороне и арендовал 3 точки в торговых центрах.
Тут оказалось, что продолжать экспансию в городе на Неве дальше невозможно, и
предприниматель обратил свой взор на регионы.
"При кажущемся изобилии квадратных метров успешных торговых
центров в Петербурге не так много. Я бы хотел видеть свой шоколад в 6 или 7
точках, в двух мы уже присутствуем. Однако сейчас нет предложений, комбинирующих
хорошее место и разумную арендную ставку. Поэтому наше развитие ограничено
объективными причинами", - говорит Владислав Ремиш.
В регионах, однако, по его наблюдениям, арендные ставки
из-за дефицита площадей уже приближаются даже не к петербургским, а московским.
Тем не менее, за два предкризисных года предпринимателю удалось продать 10
франшиз. В настоящий момент переговоры ведутся еще с четырьмя потенциальными
франчайзи. Вложения франчайзи в оборудование торгового отдела составляют миллион
рублей. При правильном планировании закупок и логистики сумма окупается за год,
уверяет Владислав.
"Мы не берем ежемесячных роялти с наших франчайзи. Наши с
ними отношения строятся на том, что им мы продаем шоколад с небольшой торговой
наценкой, позволяя им делать еще большую розничную наценку, и никак не лезем в
их бизнес-процессы", - рассказывает Владислав Ремиш.
25-килограммовые блоки шоколада предприниматель закупает в
Бельгии. В ателье, или шоколадной фабрике в Петербурге, из него делаются порядка
20 видов конфет ежедневно, а также шоколадные фигуры. Помимо собственного
магазина и точек продаж, конфеты покупают рестораны, элитные кофейные и винные
бутики. Во всех каналах сбыта бизнес год от года демонстрирует 20%-ный рост.
Владислав уверен, что важнее всего в бизнесе не скорость
выхода на рынки и не завоевание новых рубежей любой ценой, а поступательное
развитие. «Мы не открываем и не закрываем новые точки. Конкуренты делают более
рискованные шаги, но не известно, кто где окажется в трехлетней перспективе.
Стратегия шаг вперед два назад – это не мое», - говорит он. Тем не менее
предприниматель прзнает, что из-за дефицита торговых площадей у нет
долгосрочного плана развития.
Первым опытом в бизнесе Владислава была фирма по
поставке пищевого сырья, тогда-то и были налажены контакты с Бельгией. Затем –
кафе-автобус The Bus, а также интернет-магазин товаров для парашютного
спорта.
Другая заповедь от Ремиша – не нужно лезть в высоко
конкурентные сегменты. Если предприниматели "толкаются локтями", тратят
сумасшедшие бюджеты на маркетинг, значит, им нечего предложить потребителю.
Бизнес, основанный на оптовых закупках и логистике каких-то товаров, уходит в
прошлое. "Люди постепенно улучшают качество своей жизни: покупают более дорогие
автомобили, конфеты предпочитают более вкусные, поэтому спрос на премиальные
товары будет расти", - уверен он.
Другой крупный производитель артезанального шоколада в
Петербурге «Музей шоколада». Но там отказались ответить на вопрос об уровне
конкуренции. В шоколадной брассерии Kriek пояснили, что в данный момент продаж
ручного шоколада нет.
Юрий Борисов, управляющий партнер АйБи Групп
(девелопмент,консалтинг, управление) не согласен с утверждением о
дефиците торговых площадей в городе: "Арендные ставки для бизнеса одинаковы,
независимо от его масштаба или сегмента. По-моему, шовинизма в отношении
арендаторов быть не должно. Предпринимателям следует лучше думать о
промоутировании своей продукции, не рассчитывая на случайный поток посетителей в
торговых центрах. Дефицита коммерческих площадей сейчас нет", - уверен
он.