Утилизация реанимирует

СПб. Российский авторынок вновь встает на ноги. Впервые за год большинство автомобильных марок показывают рост продаж. В целом за апрель рынок вырос на 20%.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле 2010 года в России продан 26 991 автомобиль, что на 20% больше аналогичного периода прошлого года. Суммарная статистика за первые 4 месяца, однако, пока показывает отставание от прошлогодних продаж на 13%.
Растут вместе
Главный результат апреля заключается в том, что рост рынка обеспечивают не несколько отдельных автомобильных марок, а большинство представленных брендов. Всего 31 марка из 54, включенных в статистику АЕБ, продемонстрировала в прошлом месяце подъем продаж. Лидерами роста стали: ISUZU (800%), IVECO (736%), Chery (210%), Jeep (110%), Lexus (107%), Lifan (100%), SAAB (91%).
Среди традиционно самых востребованных автомобильных марок не все однозначно.
Если Lada, Chevrolet, KIA и Renault продемонстрировали увеличение продаж от 30 до 54%, то Hyundai вырос только на 8%, а результаты Toyota и Ford вовсе понизились на 3 и 13% соответственно. На фоне массового подъема остаются марки, спрос на которые за апрель снизился более чем в 2 раза. В этой группе: ИЖ (-100%), BYD (-84%), Alfa Romeo (-67%), Mazda (-63%), Infiniti (-55%), Hummer (-53%), Geely (-51%).
Рециклинг помог
Эксперты считают, что восстановление рынка во многом обеспечила государственная программа утилизации автомобилей. За 2 месяца работы программы, по данным Минпромторга РФ, выдано более 118 тыс. сертификатов достоинством 50 тыс. рублей, по ним приобретено почти 38 тыс. автомобилей.
«Программа, стартовавшая в начале марта этого года, действительно оживила спрос на традиционные российские автомобили, -- говорит Мартин Ян, вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ. -- Устойчивый рост продаж наблюдается уже второй месяц подряд. Что касается продаж иномарок, которые не подпадают ни под одну из правительственных программ поддержки автопрома, то здесь также наблюдается положительная динамика».
Не хватает машин
В первую очередь утилизационная программа положительно сказалась на автомобилях низкого ценового сегмента. Так, АвтоВАЗ рапортовал в середине мая о продаже 35,5 тыс. автомобилей с использованием сертификатов, cреди иномарок в рамках программы больше всего автомобилей реализовал Renault -- 6 тыс. единиц.
В Петербурге по состоянию на 21 мая выдано 4639 сертификатов. По словам Александра Ремига, заместителя начальника управления по обращению с отходами производства и потребления Петербурга, автовладельцами города и Ленобласти подано еще 16 тыс. заявок на участие в программе, однако процесс тормозится нехваткой автомобилей у дилеров. «Дилерам нехватает квот, которые им выделяют поставщики.
Наибольший дефицит наблюдается на продукцию АвтоВАЗа, так как 55% сертификатов используется при покупке автомобилей этого завода», -- заявил Александр Ремига.
Европейская тройка
По данным агентства «Автостат», автомобильный рынок России, который на протяжении 2008 года претендовал на европейское лидерство, а в прошлом году занял пятую позицию, по итогам апреля поднялся на третье место.
По мнению аналитиков агентства, такой результат объясняется главным образом действием программы утилизации, тогда как на остальных крупнейших авторынках Европы аналогичные программы уже завершены.
За апрель лидером по продажам автомобилей в Европе впервые в нынешнем году стала Германия, хотя реализация машин в этой стране и продолжает падать -- в прошлом месяце на 31,7%, до 259 414 единиц. На второе место поднялась Франция, где, несмотря на окончание утилизационной программы, сохраняется положительная динамика -- в апреле рост составил 1,9%, продано 190 917 машин.
55% сертификатов, выданных в рамках утилизационной программы в Петербурге, используется на приобретение автомобилей АвтоВАЗа.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты