Андрей Абашин Все статьи автора
10 марта 2010, 00:00 904

Охота на травоядных

СПб. На смену неутомимым «солдатам корпораций» в Японии приходит совершенно иной тип мужчин. Они получили название «травоядных» и уже оказывают заметное влияние на экономику.

Им от 20 до 35 лет, и они гораздо менее заинтересованы в карьере, чем их отцы и деды. Вместо того чтобы всю жизнь работать в одной компании, выпивать с коллегами и ухлестывать за девушками, «травоядные» проявляют пристальный интерес к новинкам моды, а недостаток тестостерона компенсируют холеной внешностью. Одни говорят, что их появление -- большое событие, которое доказывает, что японцы все же могут жить в соответствии с собственными желаниями. Другие считают, что «травоядные» -- результат затянувшегося экономического спада и они лишь усугубят демографические проблемы страны.

Лучшие друзья девушек

Впервые о появлении таких мужчин заговорили в 2006 году, когда на стремительный рост их числа обратили внимание японские СМИ. Тогда же писательница и журналист Маки Фукасава придумала для их обозначения слово «травоядные» (сосёку данси). С тех пор оно в лидерах рейтинга самых популярных японских слов.

Типичный «травоядный» очень женствен, ему претит все откровенно мужское. Зато он большой поклонник сентиментальных песен и фильмов и не стесняется слез, если они его растрогали. Не любит крепкие напитки, предпочитая им коктейли, к тому же не прочь побаловать себя сладостями, что еще совсем недавно считалось неприличным для японского мужчины. «Травоядный» гетеросексуален, но с противоположным полом предпочитает дружить. Если же он влюбился, то никогда не признается первым и будет ждать инициативы от нее. Попытки понять причины появления «травоядных» стали модной темой японских медиа. Одни исследователи видят в этом разочарование в образе жизни старшего поколения, которое проводит на работе всю жизнь. Другие делают акцент на экономических причинах. Дело в том, что японцы старше 35 лет повзрослели во время «пузыря» 1990-х годов, когда страна буквально утопала в деньгах и они могли позволить себе многое. Нынешние же молодые мужчины живут в совсем других условиях.

Экономические неурядицы конца прошлого века и нынешний кризис привели не только к снижению уровня жизни, но и к серьезным изменениям в системе пожизненного найма. В результате около 40% трудоспособного населения работает сейчас по временным контрактам, которые более выгодны компаниям, так как позволяют легко и почти без обязательств сокращать такой персонал. Это рождает у молодых людей ощущение неуверенности в завтрашнем дне, и они предпочитают сосредоточиться на себе, а не на карьере и планах на будущее.

По данным социологов, к «травоядным» в той или иной степени уже можно отнести до 60% молодых японцев, что делает их очень влиятельной силой. И так как «травоядные» тратят деньги только на себя (даже в ресторане с девушкой они всегда оплачивают счет пополам), это дало, например, толчок быстрому развитию индустрии красоты для мужчин во всех ее проявлениях -- от эстетических клиник до маникюрных салонов. Исследователи также указывают, что рост числа «травоядных», которые уклоняются от отношений с женщинами, уже привел к снижению продаж контрацептивов и росту спроса на порнографию.

Хищницы в юбке

Пока «травоядные» подрывают традиционные представления о мужчинах, среди японок быстро растет число «плотоядных» женщин (никусёку дзёси). В последние годы японки в экономическом плане стали куда сильнее, чем раньше, и многие из них уже не хотят оставлять работу после замужества. Теперь им нужен мужчина, с которым будет «удобно», а не тот, кто зарабатывает, но требует взамен беспрекословного подчинения. Однако поиск такого партнера, учитывая пассивность «травоядных», требует серьезных усилий и инициативы со стороны женщины, и в итоге получил название «охота за браком» (конкацу). Сегодня в Японии работают сотни фирм, которые относятся к браку так, как кадровые агентства к подбору персонала. В их арсенале психологические тренинги, курсы по улучшению навыков общения и многое другое. Женские журналы предлагают читательницам советы, как привлечь мужчину, а на государственном телеканале NHK недавно с успехом прошел «охотничий» сериал.

Рост популярности конкацу привел к тому, что с конца прошлого года сразу несколько крупных токийских универмагов начали предлагать наборы для женщин, которые хотят очаровать «травоядного». Они стоят около $200 и включают аксессуары, которые должны помочь «охотнице» создать образ «старшей сестры, с легкими нотками сексуальности и ненавязчиво управляющей мужчиной».

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама