РЖД впервые презентовали проект реформирования рынка грузовых перевозок на 2010-2015 годы. Создание Второй грузовой компании должно завершиться в 2010 году, а вот передавать в частные руки локомотивы монополист не собирается.
Сегодня на VII международной конференции "Рынок транспортных
услуг: взаимодействие и партнерство" РЖД презентовали проект Целевой модели
рынка грузовых железнодорожных перевозок на 2010-2015 год. Реформа обсуждается
давно и вызвала массу споров на рынке. Однако представленная модель,
разработанная Mckinsey & Company, так и не ответила на ряд вопросов,
интересующих бизнес.
Программа реформирования рынка грузовых перевозок на
железной дороге предусматривала выведение всего вагонного парка из собственности
монополиста. Как заявил президент "РЖД" Владимир Якунин, реформирование компании
идет в срок и не будет приостановлено. "Кризис не повод спрятаться за пенек и
переждать ливень", - заявил он.
Владимир Якунин также отметил, что создание Второй грузовой
компании (ВГК) и вывод грузовых вагонов из собственности РЖД неизбежны. Согласно
целевой модели также не планируется передавать в частные руки локомотивы. Этот
вопрос не раз поднимал Минтранс РФ и участники рынка. По мнению замминистра
транспорта РФ Андрея Недосекова, рынок локомотивной тяги должен стать
конкурентным. Передача в частные руки локомотивов станет стимулом для снижения
стоимости перевозок на рынке. Однако в РЖД уверены в обратном.
При этом главным вопросом остается создание ВГК. Первая
грузовая компания (ПГК) была создана два года назад. Ей было передано 200 тыс.
грузовых вагонов, и в этом году ПГК должна получить еще 60 тыс. вагонов.
Учредителем ПГК выступило само ОАО "РЖД". В 2010 году должно завершиться
создание Второй грузовой компании, учредителями которой должно стать не только
РЖД, но и частные операторы. ВГК получит около 250 тыс. вагонов.
Вице-президент РЖД Валерий Решетников заявил, что приглашает
железнодорожных операторов к сотрудничеству, но пока не видит большого интереса
со стороны инвесторов. Он добавил, что сейчас РЖД готовы рассматривать варианты,
когда доля компании в ВГК составит менее 50%, как планировалось изначально.
Во время официальной дискуссии частные операторы
высказывались крайне сдержанно. По мнению Дмитрия Никитина, генерального
директора ЗАО "Евросиб", частные вагонные операторы сейчас очень сильно зависят
от кредитов и не имеют средств для участия в создании ВГК. А председатель совета
директоров Globaltrans Александр Елисеев заявил, что не готов вкладывать
средства в компанию, у которой даже нет еще бизнес-плана.
В кулуарах же конференции операторы высказывали более
радикальные мнения. Существует даже альтернативная модель реформирования рынка,
разработанная его участниками. Создание ПГК уже привело к росту тарифов два года
назад и создание второго гиганта на рынке вагонных операторов подстегнет рост
тарифов.
Сейчас в частных руках находится 45% вагонного парка РФ. На
железной дороге работает около 2 тыс. частных операторов, парк которых
составляет от одного до 60 тыс. вагонов. Бизнесу было бы гораздо интереснее
выкупить у РЖД оставшиеся вагоны, нежели участвовать в создании совместной
компании. Сейчас это может заинтересовать только банки, которые владеют вагонами
через собственные лизинговые компании.