Кристина Горщарук Все статьи автора
22 сентября 2009, 00:00 127

Надежность прогнозов

В мировой практике обычно используются три универсальных метода, чтобы определить стоимость компании: доходный (метод дисконтированного денежного потока), затратный и компании–аналога.

Россия не исключение, но в отечественной практике есть особенности оценки бизнеса, причем для каждого из перечисленных методов свои.

Доходный метод чаще всего используется, чтобы оценить потенциал бизнеса, его конкурентные преимущества, а также максимальную цену, за которую может быть продана компания или ее часть.

Метод дисконтированного денежного потока заключается в том, что оценщик приводит все будущие сгенерированные компанией денежные потоки к сегодняшнему дню. Основная предпосылка метода — стоимость денег в будущем меньше, чем в настоящем.

Подход предполагает составление прогноза, что в российских условиях затруднено. В России первостепенное значение имеют краткосрочные бюджеты (1–3 года). Гевин Стоддарт, управляющий директор «Моор Стивенс», считает главной сложностью применения доходного метода в России неопределенность. «Доходный подход основывается на надежных прогнозах денежных потоков бизнеса. По многим причинам это трудно применимо в России. Неопределенность значительно возрастает с расширением горизонта прогноза».

Собственник, желающий продать бизнес, часто использует затратный метод оценки. В этой модели стоимость бизнеса оценивается с точки зрения издержек, которые необходимо понести для его создания. Для расчетов используются данные баланса предприятия, и производится переоценка всех активов и обязательств по рыночной стоимости. Метод чаще применяют, когда есть, что показать — на балансе значительные материальные и финансовые активы. Кроме того, подход хорош, когда неточно определены прибыль и денежные потоки в будущем или когда речь о вновь создаваемом бизнесе.

Метод компании–аналога предполагает использование данных об уже существующем бизнесе или сделке. Основная трудность: найти действительно похожий бизнес непросто, а порой и невозможно. Для сопоставления нужно иметь несколько аналогичных компаний.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама