Растет производство неэластичных товаров

СПб. В России сильнее всего кризис ударил по отраслям обрабатывающей промышленности, производящим товары длительного потребления.

В апреле 2009 г. снижение индекса промышленного производства достигло максимума с начала кризиса -- 16,9%.
Индекс промышленного производства (ИПП) в России, по данным федеральной службы государственной статистики, в январе-апреле 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составил 85,1%, то есть производство упало на 14,9%. Если сравнивать апрель этого года с апрелем прошлого, падение еще больше -- 16,9%. Это рекордное значение с 1994 г., когда падение промпроизводства достигло 18%. А также максимальное падение с начала нынешнего кризиса. Прежний рекорд был установлен в январе -- 16%. По сравнению с мартом 2009 г. апрельское значение индекса составило 91,9%.
От кризиса пострадали, пожалуй, все отрасли промышленности, но кто сильнее, а кто слабее?
Сравнение отраслей обрабатывающей промышленности по росту в натуральном выражении дает небезынтересные результаты. Взяв за основу данные федеральной службы государственной статистики о краткосрочных экономических показателях России за I квартал 2009 г. и вычислив прирост производства в натуральном выражении по всем отраслям обрабатывающей промышленности, выделим из них отрасли, показавшие рост (их оказалось около 19%) и сокращение производства.
Среди растущих оказались в основном производства пищевых продуктов. А именно растительного масла, крупы, мяса, включая субпродукты I категории, муки, цельномолочной продукции в пересчете на молоко, а также товарной пищевой рыбной продукции, включая рыбные консервы. То есть растет производство товаров с наименее эластичным спросом.
Продукты питания обладают наименьшей эластичностью -- спрос на них, скорее всего, не будет падать при увеличении цены или, наоборот, расти при уменьшении: потребность в них всегда высока.
Александр Бычков, директор отдела сопровождения корпоративных сделок Северо-Западного регионального центра КПМГ в России и СНГ: «Среди лидеров падения во всем мире оказались прежде всего компании, работающие в сегменте производства и продажи товаров длительного пользования и инвестиционного спроса, а также их партнеры по производственной цепочке. Компании, работающие в сегментах производства товаров повседневного спроса, и их партнеры пострадали в меньшей степени».
Среди лидеров падения во всем мире оказались прежде всего компании, работающие в сегменте производства.
Фото: reuters