Как страховщики отказывают в выплатах

Автор фото: tanbot.com

Юристы компании "Драйв Консалтинг" приводят некоторые примеры того, какими возможностями могут пользоваться страховые компании для отказа в выплате страхового возмещения или уменьшения его размера.

Как показывает практика, страховые компании мало доверяют СТО, когда счета на оплату выполненных работ подаются по факту выполненного ремонта, без предварительного согласования стоимости и объемов работ со специалистами страховщика.
В таком случае ждите, что страховщики будут делать все возможное, чтобы исключить часть проведенных работ из своих расходов и переложить их на плечи страхователя. Обычно ремонт выполняется после процедуры согласования стоимости ремонта между страховщиком и СТО, длительность которой зависит от взаимоотношений этих двух сторон.
Процесс может затянуться, если при ремонте поврежденной машины обнаружены скрытые дефекты — в этом случае работы останавливаются до согласования страховщиком внеплановых расходов. Самое неприятное, когда в результате волокиты с согласованиями, наличия очередей на ремонт и т.п. вырастает стоимость запчастей. Тогда процесс согласования начинается заново. Нередки случаи, когда уже после ремонта автомобиля страховщик отказывается оплачивать полную стоимость ремонта, указывая на то, что некоторые работы могли не производиться. В свою очередь СТО же не выдает автомобиль до полной оплаты счета за ремонт. В результате за ремонт страхователю приходится доплачивать из своего кармана. Соблюдение сроков уведомления страховщика о наступлении страхового случая имеет существенное значение, так как в соответствии со ст. 961 Гражданского кодекса РФ в случае несвоевременного уведомления страховщик имеет право отказать в выплате страхового возмещения.
Данная норма закона призвана охранять интересы страховщика в той части, что при своевременном информировании его о наступлении страхового случая страховщик имеет возможность повлиять на размер убытков, которые ему придется компенсировать. В случае лишения его такой возможности, даже если фактически повлиять на их размер он возможности не имел, законом предусмотрено его право отказать в страховой выплате.
Сроки уведомления всегда прописаны в правилах страхования, прилагающихся к страховому полису, поэтому юристы рекомендуют при любых обстоятельствах сразу же информировать страховщика по телефону о наступлении страхового случая, тем более что почти все входящие звонки в страховые компании записываются. В соответствии со ст. 964 ГК РФ основаниями для отказа в выплате возмещения при наступлении страхового случая являются наступление его вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок, а также вследствие изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.
Часто при угоне автомобиля, если страхователь оставил в нем комплект ключей и (или) документов на автомобиль, страховщик отказывает в выплате страхового возмещения по каско. В таких случаях стоит обратиться к Правилам страхования, в которых должно быть указано, является ли это нестраховым случаем или просто основанием для отказа в выплате.
Во втором случае с помощью юриста у страхователя есть реальная возможность обжаловать неправомерный отказ в выплате и получить страховое возмещение в судебном порядке.