В экономики, как в отношениях: то спад, то подъем

Михаил Шамолин

Президент МТС Михаил Шамолин в эксклюзивном интервью объяснил, почему полезен кризис, рассказал, что бы он сделал на месте Путина, и при каких обстоятельствах оператор повысит тарифы.

Михаил, для вас кризис - это проблема или скорее шанс?
Кризис, на мой взгляд, такое же нормальное состояние экономики, как подъем.
Вся история развития мировой экономики, да и не только экономики, человеческих отношений, например, представляет собой чередование подъемов и спадов. Так было всегда. Да, сейчас пришлось по-новому посмотреть на ряд вещей, переосмыслить некоторые подходы, по-другому отнестись к стоимости денег. Ничего страшного и непонятного в кризисе я не вижу.
Вас такой темп заводит?
Я рационально смотрю на вещи. На мой взгляд, то, что происходит, полезно для людей и для компании. Мы мобилизуемся и становимся эффективнее.
Когда экономика растет, в первую очередь стремишься идти в ногу с ростом рынка: привлечь больше абонентов, захватить максимальную долю рынка, выйти в сопредельные страны и так далее. В кризис же выиграют те, кто эффективнее своих конкурентов. Потребитель хочет получать качественный товар по более низкой цене. Для это нужно иметь меньшие затраты, а значит, более эффективное построение организации, отточенные бизнес-процессы, самых профессиональных людей.
У вас есть рецепт, как заставить сотрудника работать более эффективно?
Нужно мотивировать людей. Ставить перед ними интересные, амбициозные и измеримые цели и награждать за их достижение. Если построена свободная система со справедливой мотивацией, сотрудники работают эффективно, неэффективные не выживают и уходят сами. Невозможно заставить хорошо работать никакой идеологией, никаким принуждением. Либо это будет рабский труд, как в лагерях при Сталине.
Есть какая-нибудь фишка, которая позволила бы сейчас сотовому оператору на голову опередить своего конкурента?
Такой фишки нет. По количеству абонентов можно сильно опередить конкурента, если на порядок снизить цены. Грубо говоря, если ставится задача существенно нарастить абонентскую базу, а не развивать прибыльный бизнес. Безусловно, самое важное - клиентский опыт. Это комбинация цены, того, что абонент получает за эту цену, и его понимание справедливости или несправедливости этой комбинации. Кто сможет более справедливую комбинацию предоставить, тот и выиграет.
То есть получается почти ювелирная работа.
Точно. Если раньше, на этапе роста проникновения сотовой связи, наша работа сводилась в основном к тому, чтобы ставить базовые станции, открывать офисы продаж и принимать абонентов, то сейчас работа гораздо более тонкая.
Желаемых цифр по прибыли, абонентам не скажете?
Нет, так как вероятность того, что цифры окажутся верными, небольшая.
Насколько еще должны упасть российский рубль и гривна, чтобы вы повысили тарифы?
Повышение тарифов - это не вопрос девальвации. Это вопрос денежной массы на руках у населения. Если она не растет, то есть зарплата в рублях осталась прежней и при этом еще выросли цены на все импортное, как абонент сможет платить на 30-40% больше за мобильную связь? Он либо уменьшит свое потребление на те же 30-40%, чтобы остаться в бюджете, либо перейдет к более дешевому оператору.
Знаете, про повышение цен есть хороший анекдот. Хозяин ресторана заметил, что посетителей стало меньше, снизились доходы, тогда он решил поднять цены. Первые месяцы все было хорошо. Но потом посетителей опять стало меньше. Ресторатор снова повысил цены. И опять все хорошо, но до поры до времени. В итоге клиентов не стало вообще, как и доходов.
А вам-то что делать? Расходы ведь в долларах.
Можно продолжать сокращать расходы. Например, у нас на этот год запланировано $ 1,5 млрд капитальных вложений, но, если ситуация станет критичной, мы можем пересмотреть их объем.
У вас есть акции МТС, АФК "Системы"? Какой потенциал роста у этих акций?
Акции МТС у меня есть,"Системы" - нет. Потенциал роста МТС - как минимум в 3 раза. Сейчас компания стоит примерно $ 10 млрд. Но, как только начнется подъем на мировом рынке, в течение года-двух мы дорастем до $ 40 млрд.
Как относитесь к покупке сотовых ретейлеров?
Мы приняли стратегическое решение строить монобрендовую розницу МТС как за счет органического развития, так и за счет приобретения сотовых ретейлеров. Ретейлеров будем покупать только тех, у кого минимум долга и нет убытков.
Если бы вам предложили на несколько дней стать премьер-министром, какую оздоровительную программу для экономики вы бы приняли?
Это точно вопрос не нескольких дней. Я уверен - чтобы выйти из кризиса, нужно прежде всего стимулировать спрос, а значит, повышать доходы населения, давать работу, реализовывать проекты, для которых потребуется много рабочих мест. При этом надо понимать, что в условиях кризиса бизнес сам по себе не будет создавать рабочие места. Бизнес не будет этого делать, пока не увидит предпосылки для экономического роста. Поэтому нужна мощная государственная программа по стимулированию спроса населения, которая создаст рабочие места. Уверен, что составляющими такой программы могут быть инфраструктурные проекты, развитие ИКТ, строительство дорог, например.
Когда закончится кризис?
О его преодолении можно будет говорить, когда будет восстановлена работоспособность финансовой системы. Основная проблема и причина кризиса, как я это вижу, в том, что резко упала стоимость всех активов, которые банки традиционно использовали в виде залога. Вернее, даже не то, что они обесценились, а что стала непонятна их цена.
А если невозможно оценить стоимость актива, то есть залоговую стоимость, не можешь и кредитовать. Развитие останавливается. Ведь в мире почти нет таких компаний, которые могут инвестировать в развитие из собственных средств.
Как только можно будет адекватно определить стоимость активов, тут же возобновится кредитование. И финансовые институты начнут инвестировать деньги - это суть их бизнеса. А начнется финансирование - начнется выход из кризиса, я убежден.
И для того, чтобы это произошло, делается то, что должно делаться: государство поддерживает финансовые институты, не дает им банкротиться, вливает в них средства, скупает «плохие» долги, то есть делает все, чтобы возобновить работу кредитного механизма. Когда проявятся результаты? Думаю, улучшение сможем увидеть уже в IV квартале этого года, может быть, в I-II квартале будущего года.
В целом не думаю, что кризис будет слишком затяжным - 5 лет или более. Потому что есть как минимум Индия и Китай, которые просто за счет внутреннего потребления, за счет того, что 3 млрд населения этих стран хотят сделать свою жизнь лучше, способны поднять экономику.
Как посоветуете сейчас сберегать средства?
Надежнее всего - на депозитах в банках. В первую очередь - в госбанках. Или в иностранных банках. Очевидно, что крупнейшие финансовые институты Запада обладают хорошей надежностью и, несмотря на потери, не дадут своим банкам упасть, а будут в них инвестировать, национализировать и т. д.
А скупать подешевевшие акции?
Инвестировать в фондовый рынок стоит тогда, когда в мире начнется экономический подъем. Думаю, то, что сейчас происходит на наших площадках, - это в основном спекуляции.
В кулуарах ваши сотрудники поведали, что вы охотник. Причем цели предпочитаете крупные - слонов и буйволов. Есть ли в бизнесе цель настолько же амбициозная, сопоставимая по масштабам с вашим хобби?
Я, в принципе, сейчас нахожусь там, где всегда хотел быть. И моя задача - не столько думать о новых вершинах, сколько сделать компанию более успешной и процветающей.